|
|
А СловарьХудожники, скульпторы, архитекторы, граверы |
|
|
А Краткий словарь художественных терминов |
Академизм (франц. academisme), в
широком смысле – оторванность от практики, от жизненных реалий; в
изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественных академиях
16–19 веков и основанное на буквальном следовании формам классического искусства
эпох античности и Возрождения. Способствуя систематизации и унификации
художественного образования, сохранению классических традиций искусства,
академизм одновременно насаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм
красоты, идеализированных образов. |
Акварель
(франц. aquarelle, итал. acquerello, от лат. aqua – вода), краски, обычно на
растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Ее
основные качества – прозрачность красок, чистота цвета; размывы и затёки создают
эффект подвижности и трепетности изображения, мягкости тональных и цветовых
переходов. Живопись непрозрачной акварелью с примесью белил (см. Гуашь) была
известна в Древнем Египте, античном мире, средневековых Европе и Азии. Чистая
акварель в 15–17 веках служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей,
географических карт, эскизов картин и фресок, а со 2-й половины 18 века стала
широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, поскольку быстрота работы
акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её
колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Живопись акварелью занимает
значительное место в творчестве Ж.О. Фрагонара, Ю. Робера, Э. Делакруа, О.
Домье, П. Синьяка во Франции, А. Менцеля в Германии, Р. Бонингтона, У. Тёрнера в
Великобритании и др. |
Акватинта (итал. acquatinta, от
acquaforte -офорт и tinto – окрашенный, тонированный), метод гравирования,
основанный на протравливании кислотой металлической пластины сквозь прилипшую к
ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к
рисунку мягким карандашом; в сочетании с офортом обогащает его игрой тональных и
фактурных оттенков. |
Акрополь (греч. akropolis, от akros –
верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого
города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно находились храмы
божеств-покровителей данного города. Наиболее известен Акрополь в Афинах на
возвышающейся над городом скале – гармоничный по масштабам построек, гибкий по
пространственной организации, органически связанный с естественным окружением
ансамбль, созданный под общим руководством Фидия: парадный вход Пропилеи
(437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храм Нике Аптерос (449–420 до н.э.,
архитектор Калликрат), главный храм Акрополя и Афин Парфенон (447–438 до н.э.,
архитекторы Иктин и Калликрат), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.). |
Алтарь (лат. altaria, от altus –
высокий), жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений богам на
открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме представляли собой отдельные
сооружения, часто украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарём
называется стол (престол), расположенный в восточной части церкви, на котором
совершается во время литургии таинство Евхаристии; в католическом обиходе –
также декоративные, в том числе многостворчатые стенки, украшенные скульптурой
(см. также Ретабло) и живописью, алтарными картинами. Обычно алтарём называют
также всю восточную часть храма, отделенную от молящихся алтарной преградой. |
Ампир (франц. empire – империя,
собственно – стиль империи), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й
трети 19 столетия, завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в
период империи Наполеона I: массивные, подчеркнуто монументальные формы
архитектуры, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские
связки, доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.), обращение к наследию архаической
Греции, императорского Рима, Древнего Египта служили для воплощения идей
государственного величия и воинской мощи (работы архитекторов Ш. Персье и П.Ф.Л.
Фонтена; мебель Ф.О. Жакоба). В ряде стран Европы ампир стал выражением идей
государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах
(творчество Ф. Шинкеля в Германии и др.). |
Архитектоника (от греч. architektonike –
строительное искусство), тектоника, художественное выражение структурных
закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры,
объемных произведений декоративного искусства. архитектоника выявляется во
взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в
ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В
более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения
искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. |
|
|
|
|