|
|
М СловарьХудожники, скульпторы, зодчие, мастера иконописи |
|
|
М |
Живописцы, ваятели, архитекторы |
Эпоха, стиль, жанр |
Магритт Рене ☼ Magritte Rene |
Сюрреализм |
Мадерна Карло ☼ Maderna Carlo |
Раннее Барокко Архитектура |
Мазаччо Гвиди ☼ Masaccio Guidi |
Раннее Возрождение |
Мазерель Франс ☼ Masereel Frans |
Символизм, графика |
Мазолино да Паникале ☼ Masolino da Panicale |
Проторенессанс |
Майано Джулиано ☼ Maiano Giuliano |
Возрождение Архитектура |
Майоль Аристид ☼ Maillol Aristide |
Модерн Скульптура |
Маковский Владимир ☼ Makovsky Vladimir |
Реализм, бытовой жанр |
Мандер Карел ☼ Mander Carel |
Маньеризм |
Мане Эдуард ☼ Manet Eduar |
Импрессионизм |
Мансар Франсуа ☼ Mansart Fransois |
Классицизм Архитектура |
Мантенья Андреа ☼ Mantegna Andrea |
Кватроченто |
Манцу Джакомо ☼ Manzu Giacomo |
Неореализм |
Маньяско Алессандро ☼ Magnasco Alessandro |
Барокко |
Мариески Микеле ☼ Marieschi Michele |
Ведута и Каприччо |
Марк Франц ☼ Marc Franz |
Экспрессионизм |
Марке Альбер ☼ Markout Albert |
Реализм, городской пейзаж |
Мартини Симоне ☼ Martini Simone |
Готика и Проторенессанс |
Массейс Квинтен ☼ Massys Quentin |
Северный Ренессанс |
Матисс Анри ☼ Matisse Henri |
Модерн, фовизм |
Мелдолла Андреа ☼ Meldolla Andrea |
Маньеризм |
Мельци Франческо ☼ Melzi Francesco |
Ренессанс |
Мемлинг Ханс ☼ Memling Hans |
Северный Ренессанс |
Мендес Леопольдо ☼ Mendez Leopoldo |
Мексиканская графика |
Менцель Адольф ☼ Menzel Adolph |
Немецкий реализм |
Менье Константен ☼ Meunier Constantin |
Скульптура Реализм |
Месонье Эрнест ☼ Meissonier Ernest |
Жанровая живопись, графика |
Метсю Габриель ☼ Metsu Gabriel |
Барокко, бытовой жанр |
Микеланджело Буонарроти ☼ Michelangelo Buonarroti |
Высокое Возрождение |
Милле Жан Франсуа ☼ Millet Jean-Francois |
Реализм Барбизонская школа |
Мишалон Ашил Этна ☼ Michallon Achille-Etna |
Реализм, пейзаж |
Модильяни Амедео ☼ Modigliani Amedeo |
Модерн |
Моне Клод ☼ Monet Claude |
Импрессионизм |
Мор ван Дасхорст Антонис ☼ Mor van Dashorst Antonis |
Маньеризм, портрет |
Моретто да Брешиа ☼ Moretto da Brescia |
Ренессанс |
Морони Джованни Батиста ☼ Moroni Giovanni Battista |
Чинквеченто |
Моро Гюстав ☼ Moreau Gustave |
Символизм |
Муленский Мастер ☼ Maitre de Moulins |
Раннее Возрождение |
Мунк Эдвард ☼ Munch Edvard |
Модерн |
Муха Альфонс ☼ Mucha Alphonse |
Арт Нуво Модерн |
Мэттьюз Родни ☼ Matthews Rodney |
Фэнтези Арт |
М Краткий словарь художественных терминов |
Майолика (итал. maiolica, от Majolica – старого названия острова Мальорка, через который в Италию ввозились изделия испано-мавританской керамики), итальянские керамические изделия 15–17 веков с цветным пористым черепком и сюжетными росписями по сырой непрозрачной свинцовой глазури (продукция мастерских Фаэнцы, Флоренции, Сиены, Урбино и др.), а иногда и с нанесенным сверху люстром (Дерута, Губбио).
Пионерами в применении Майолики для изготовления рельефов и круглой скульптуры были работавшие во Флоренции мастера семьи делла Роббиа (15 – начало 16 века).
В широком смысле Майолика – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. |
Маккьяйоли (итал. macchiaioli, от macchia –
пятно), группа итальянских живописцев, оформившаяся во Флоренции к 1860 и
получившая свое название за склонность к широкой манере письма, свободному
сочетанию сочных световых и цветовых пятен. Для произведений Маккьяйоли (Т.
Синьорини , Дж. Фаттори, С. Лега и др.) характерны также обращение к
демократическим жанрам (эпизоды войны за независимость Италии, жанрово-бытовые
сцены, сельские и городские пейзажи), жизненная конкретность мотивов, лаконизм и
естественность композиционных решений, четкий рисунок. В 1880-е годы группа
распалась, ряд ее членов обратился к импрессионизму. |
Марина (франц. marine, итал. marina, от лат.
marinus – морской), картина с изображением морских видов и кораблей. Как
самостоятельный вид пейзажа марина обособилась в европейском искусстве 17 столетия и
пережила свой первый расцвет в творчестве голландских живописцев Я. Порселлиса,
Х. Сегерса, В. ван де Велде и др. Среди крупнейших художников 18–19 веков,
обращавшихся к жанру марины – К.Ж. Верне во Франции, У. Тёрнер в Великобритании,
Кацусика Хокусай в Японии. Художники, работающие в жанре марины, называются
маринистами. |
Масляная живопись, вид живописи масляными
красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном
льняном (иногда с добавлением орехового и подсолнечного) масле. Масляными
красками пишут преимущественно на холсте, а также на дереве, металле, картоне,
покрытых специальными грунтами (станковая масляная живопись), или на известковой
штукатурке (монументальная масляная живопись). Масляную живопись отличают
выразительность и динамика письма; в большей степени, чем какая-либо другая
техника живописи, она позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объема и
пространства, богатых цветовых эффектов и глубины тона. До начала 19 века масляная
живопись была построена на многократном нанесении красочных (с примесью лаков)
слоев и на последующей лакировке поверхности картин. С начала 19 столетия для масляной
живописи более характерна манера "алла прима", когда картина или ее фрагмент
быстрыми, смелыми мазками выполняется за один сеанс, до полного высыхания
красок. Отдельные сведения о масляной живописи встречаются в античных и
средневековых источниках. Широкое распространение масляная получила после
усовершенствования ее Яном ван Эйком в 1-й половине 15 века. |
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura,
от лат. minium – киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные
книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими
размерами и особой тонкостью художественных приемов. Первоначально миниатюрами
назывались сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью,
акварелью, клеевыми и др. красками в рукописных книгах, а также инициалы,
заставки рукописей и т.п. Искусство книжной миниатюры, известное уже в Древнем
Египте, достигло высокого совершенства в средневековой европейской культуре, в
Византии, Грузии, Армении (произведения Тороса Рослина и др. мастеров
киликийской школы), в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Индии (творчество
миниатюристов гератской школы, тебризской школы, исфаханской школы, могольской
школы и др. школ). К шедеврам европейской миниатюры, относятся миниатюры,
созданные в 15 веке братьями Лимбург и Ж. Фуке. Распространение в Европе
книгопечатания способствовало вытеснению миниатюры книжной иллюстрацией.
Название "миниатюра" было перенесено и на портретную живопись малого формата,
выполняемую на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т.п. В искусстве
портретной миниатюры, зародившемся в итальянской живописи 16 века, выделяются
произведения Х. Хольбейна Младшего, выполненные им в Германии и Англии, работы
английских миниатюристов Н. Хиллиарда и С. Купера, французских мастеров Ж. Фуке
в 16 столетии и Ж.О. Фрагонара в 18 веке. Портретная миниатюра практически исчезла с
середины 19 столетия в связи с распространением фотографии. |
Могольская школа миниатюры, одна из основных
школ средневековой индийской живописи, развивавшаяся при дворе правящей династии
Великих Моголов. Стиль Могольской школы сложился на основе местных традиций, под
влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также при некотором воздействии
европейской живописи и графики. Для раннего этапа развития школы (2-я половина
16 – начало 17 века), связанного с творчеством приглашенных в Индию Мир Сеида Али
из Тебриза и Абдас-Самада из Шираза, характерны насыщенные действием
многофигурные композиции, развернутые на фоне условно и декоративно
трактованного пейзажа. В 17 столетии основными жанрами Могольской школы становятся
портрет и изображение цветов, зверей, птиц. |
Моделировка (от франц. modeler – лепить),
передача, выявление объема, пластики, пространственных свойств изображаемых
предметов и фигур посредством светотени (в живописи, графике) или с помощью
соответствующей обработки трехмерных форм (в скульптуре). |
Монохромия (от греч. monos – один и chroma – цвет;
буквально – одноцветность), способ колористического решения произведения
искусства, основанный на употреблении одного тона какого-либо цвета или его
тональных градаций. |
Мягкий стиль, течение в западноевропейском
(преимущественно немецком и чешском) искусстве поздней готики (1380–1430-е
годы). Для живописных (работы так называемого Мастера Тршебоньского алтаря,
Конрада из Зёста и др.) и скульптурных ("прекрасные Мадонны") произведений
"Мягкого стиля" характерны лиризм и эмоциональная насыщенность образов. |
|
|
|
|