|
|
Р СловарьХудожники, скульпторы, архитекторы, граверы |
|
|
Р |
Живописцы, ваятели, зодчие |
Эпоха, стиль, жанр |
Раймонди Маркантонио ☼ Raimondi Markantonio |
Возрождение, гравюра |
Рафаэль Санти ☼ Raffaello Santi |
Высокое Возрождение |
Реберн Генри ☼ Raeburn Henry |
Классицизм, портрет |
Редон Одилон ☼ Redon Odilon |
Символизм |
Рейсдал Саломон ☼ Ruysdael Salomon |
Барокко, речной пейзаж |
Рейнолдс Джошуа ☼ Reynolds Joshua |
Классицизм, портрет |
Рейсдал Якоб ван ☼ Ruysdael Jacob van |
Барокко, пейзаж |
Рембрандт ван Рейн ☼ Rembrandt van Rijn |
Барокко |
Рени Гвидо ☼ Reni Guido |
Барокко |
Ренуар Огюст ☼ Renoir Pierre-Auguste |
Импрессионизм |
Реньо Жан Батист ☼ Regnault Jean Baptiste |
Классицизм |
Репин Илья ☼ Repin Ilya |
Русская живопись |
Рерих Николай ☼ Roerich Nikolay |
Модерн |
Рибера Хусепе ☼ Ribera Jose |
Испанское барокко |
Риго Гиацинт ☼ Rigaud Iacent |
Портретный жанр |
Рихтер Герхард ☼ Richter Gerhard |
Гиперреализм |
Риччи Себастьяно ☼ Ricci Sebastiano |
Рококо |
Роббиа Лука ☼ Robbia Luca |
Ренессанс Скульптура |
Робер Юбер ☼ Robert Hubert |
Классицизм, пейзаж |
Роден Огюст ☼ Rodin Auguste |
Модерн |
Роза Сальваторе ☼ Rosa Salvatorе |
Барокко |
Ройо Луис ☼ Royo Luis |
Фэнтези Арт |
Романино Джироламо ☼ Romanino Girolamo |
Маньеризм |
Ропс Фелисьен ☼ Rops Philisien |
Символизм и Модерн |
Росселлино Бернардо ☼ Rossellino Bernardo |
Проторенессанс |
Россо Фьорентино ☼ Rosso Fiorentino |
Маньеризм |
Ротари Пьетро ☼ Rotari Pietro |
Рококо и Неоклассицизм |
Рубенс Питер Пауль ☼ Rubens Peter Paul |
Барокко |
Рубийак Луи Франсуа ☼ Roubiliac Louis Francois |
Рококо Скульптура |
Руо Жорж ☼ Rouault Georges |
Экспрессионизм |
Рунге Филипп Отто ☼ Runge Philipp Otto |
Романтизм |
Руссо Анри ☼ Rousseau Henri |
Импрессионизм |
Руссо Теодор ☼ Rousseau Theodore |
Барбизонская школа |
Рюд Франсуа ☼ Rude Francois |
Академизм Скульптура |
Р Краткий словарь художественных терминов |
Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание), перспективное сокращение изображенных предметов. В декоративных росписях ракурсы (часто необычные,
обусловленные очень высокой или очень низкой точками зрения)
используются для наиболее эффектной передачи бурного движения и иллюзионистически построенного пространства. |
Реализм (от позднелат. realis – вещественный,
действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение
действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду
художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в
познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В
изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает
возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности,
различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи
первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие
реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 века. Таковы
реализм голландской живописи 17 столетия (в особенности творчество Рембрандта и Ф.
Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так
называемый просветительский реализм 18 века (Ж.Б.С. Шарден, Ж.А. Гудон во Франции,
У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 столетия,
проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера
барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во
Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции,
Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т.
Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в
Бельгии). |
Резцовая гравюра, старейшая разновидность
гравюры на металле (преимущественно меди), в которой углубленные элементы
печатной формы прорезаются с помощью тонкого стального резца – штихеля.
Зародившееся в сфере деятельности оружейников и ювелиров (как еще примитивная
техника для размножения образцов резьбы по металлу), искусство резцовая гравюра
совершенствовалось и достигло расцвета к концу 15 века в творчестве М. Шонгауэра и
А. Дюрера в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, в 16 столетии
– в работах нидерландского гравера Луки Лейденского и др. Для техники резцовой
гравюры характерна строгая ритмика линий, образующих параллельные ряды или косую
сетку; четкие штрихи точно очерчивают и моделируют форму, а их частота и
насыщенность передают светотеневые градации. Однако известная ограниченность
художественных возможностей резцовой гравюры (в частности, в передаче
световоздушной среды, живого многообразия природы и т.п.), ее исключительная
трудоемкость привели в 17 веке к торжеству в гравюре техники офорта и его
разновидностей; областью применения резцовой гравюры вплоть до 19 столетия осталось
исполнение географических карт, видов городов, научных иллюстраций, а также
репродуцирование произведений живописи, скульптуры, архитектуры. |
Рельеф (франц. relief, от итал. relevo–
поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Присущие рельефу выразительные
средства – развертывание композиции на плоскости, возможность перспективного
построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий –
позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, архитектурные и
пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости фона различают рельеф
углубленный (в том числе койланоглиф или "анкрё", т.е. вырезанный на плоскости
контур) и выпуклый, главными разновидностями которого являются барельеф и
горельеф (так называемый высокий рельеф, в котором изображение выступает над
плоскостью фона более чем на половину своего объема). |
Ретабло (исп. retablo, от лат. reto – за,
позади и tabula – доска), деревянный, алебастровый или мраморный заалтарный
образ больших размеров в испанском и латиноамериканском искусстве 15–18 веков;
украшался фигурной и орнаментальной скульптурой, иногда с включением живописных
изображений. |
Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный,
отраженный), в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на каком-либо
предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от
окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.), Точное и тонкое
воспроизведение рефлекса способствует передаче объема, богатства цветов и
оттенков изображаемой натуры в их сложной взаимосвязи. |
Романизм (от лат. romanus – римский),
направление в нидерландском искусстве 16 века. Мастера романизма (Я. Госсарт, Я.
ван Скорел, Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Л. Ломбард и др.) под влиянием
искусства итальянского Возрождения и маньеризма настойчиво пытались соединить с
нидерландской живописной традицией ренессансные открытия в области композиции,
перспективы, анатомии, колорита, тематики (античная мифология, аллегорические
сюжеты, обнаженная натура), Многие из них, представляя собой новый тип
художника-ученого, сочетавшего живопись с занятиями архитектурой, археологией,
филологией (Скорел и др.), способствовали распространению в Нидерландах идей
гуманизма; в то же время художественная практика романистов не лишена элементов
эклектизма. |
Романский стиль, художественный стиль,
господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах
Восточной Европы) в основном в 10–12 веках. Главная роль в Романском стиле
отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы,
замки располагались, как правило, на возвышенных местах и господствовали над
местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен
спокойной и торжественнои силы, подчеркнутой массивностью стен,
стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного
декора. Внутри здания Романского стиля делились на отдельные пространственные
ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами) на полуциркульных арках. В
изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на
порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая
в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло
декоративно-прикладное искусство Романского стиля – литье, чеканка, резьба по
кости, эмальерное дело и т.п. С середины 12 столетия Романский стиль начинает
вытесняться зародившейся во Франции и Англии готикой. В 19 веке романское
зодчество становится объектом подражания и стилизации в эклектической
архитектуре Европы и США (постройки Г.Х. Ричардсона и др.). |
|
|
|
|