|
|
З СловарьМастера изобразительного искусства и гравюры |
|
|
З |
Художники, скульпторы, зодчие |
Эпоха, стиль, жанр |
|
|
|
|
З Краткий словарь художественных терминов |
Зальная церковь, вытянутый в плане храм с несколькими нефами равной высоты (существует модификация Зальной церкви с несколько более высоким, но лишенным окон средним нефом – так называемая псевдобазилика), а также однонефный храм без поперечного нефа-трансепта.
Зальные церкви с ровным, неконтрастным освещением интерьера, удобные для собраний городской общины, были типичны для архитектуры вольных городов Северной Германии, Чехии, Польши 13 – начала 16 веков;
в Южной Германии первую Зальную церковь построил в середине 14 века архитектор Генрих I Парлер. |
Замок, укрепленное жилище
феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в
хорошо защищенных местах; главная башня (донжон, кешк) окружалась валами, рвами,
стенами. Феодальный замок являлся неотъемлемой частью жизни Средневековья. Это и
дом, и центр селения, и место для рыцарских турниров, и убежище во время войны,
и средоточие средневековой культуры. Суровые, мощные замки с 11-12 века
становятся более живописными, свободными по планировке, с 13-14 столетия
превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли. |
Зевксис, древнегреческий
живописец конца 5 - начала 4 века до н. э. Стремясь к иллюзорности изображения,
применял светотень («Елена», «Младенец Геракл»). Произведения не сохранились. |
Зевс-Олимпиец, статуя
Зевса работы греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя
помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной
роще Альтисе. Статую Фидий исполнил в хрисоэлефантинной технике: открытые части
тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа
скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала около 17 м в высоту. Если бы
бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. В руке
громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был
сделан и трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из
слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона
покрывали рисунки Панэна, его ножки — изображения танцующих Ник. Ноги Зевса,
обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.
Перед постаментом статуи пол был выстлан темно-синим элевсинским камнем,
высеченный в нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую
кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от
гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал
его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.
Возможно, в конце 4 века статуя Зевса была перевезена в Константинополь и
установлена на столичном ипподроме, где погибла во время одного из пожаров. |
Земляное Искусство или
Лэнд-Арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изобразительном
искусстве последней трети 20 века, основанное на использовании реального пейзажа
в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд-арта
(У. де Мариа, Р. Смитсон, М. Хайзер в США, Р. Лонг в Великобритании) прорывают
траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы и т. д.,
избирая для своих акций обычно безлюдные, «первозданные» и «дикие» ландшафты,
тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему
«первобытному» облику многие акции и объекты такого рода сближаются с
археологизмом, а также (поскольку большинство публики может созерцать их лишь в
сериях фотографий) с фото-артом. |
|
|
|
|
|