|
|
П СловарьЖивописцы, зодчие, мастера иконописи и гравюры |
|
|
П Краткий словарь художественных терминов |
Падуанская школа, живописная школа, сложившаяся в городе Падуя и сыгравшая значительную роль в становлении искусства Возрождения в Северной Италии.
В 14 веке в Падуе работали живописец Джотто и его многочисленные последователи, а также самобытные позднеготические мастера Альтикьеро и Аванцо.
К середине 15 столетия здесь сформировалась самостоятельная школа,
в которой позднеготические черты сочетались с поисками чеканно-ясной пластической формы;
крупнейшим мастером Падуанской школы был А. Мантенья. |
Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium –
дворец), тип городского дворца-особняка в архитектуре итальянского Возрождения и
барокко. Классическое палаццо, сложившееся в 15 веке (преимущественно во
Флоренции, в творчестве Ф. Брунеллески, Микелоццо да Бартоломмео и др.),
представляло собой 3-этажное (реже 2- или 4-этажное) здание, выходившее фасадом
на улицу, композиционным центром которого был внутренний двор, окруженный
арочными галереями. С 16 столетия в оформлении фасадов палаццо усилилась роль ордерных
элементов и скульптурного декора, общая композиция обрела большую связь с
городским окружением и природной средой (постройки Браманте, Рафаэля и др.). В
различных областях Италии сложились местные разновидности палаццо. |
Палладианство, направление в европейском
зодчестве 17–18 веках, развивавшее в рамках классицизма принципы, заложенные в
творчестве итальянского архитектора А. Палладио. Созданные им строго
упорядоченные и вместе с тем разнообразные по композиции и ордерному декору типы
городского дворца, загородной виллы, церкви приобрели широкую популярность среди
зодчих, выступавших против архитектурных принципов барокко. В 17 столетии наиболее
последовательное выражение палладианство получило в архитектуре Великобритании
(И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет палладианства приходится на 18
век, когда английские (У. Кент, К. Кэмпбелл и др.) и немецкие (Г.В. Кнобельсдорф
и др.) зодчие возводили здания, отмеченные строгой простотой и изяществом форм,
целесообразностью планировки, органической связью с окружающей средой, в том
числе с пейзажными парками. |
Панно (франц. panneau, от лат. pannus – кусок
ткани), часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и
т.п.) и заполненная скульптурными или живописными изображениями; также картина,
исполненная маслом, темперой и пр., предназначенная для постоянного (реже
временного) украшения определенного участка стены или потолка. |
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello,
уменьшительное от pasta – тесто), живопись сухими, мягкими цветными карандашами
без оправы, спрессованными из растертых в порошок пигментов с добавлением
камедей, молока, иногда мела, гипса и пр.; также произведение, выполненное в
этой технике. Художественный эффект Пастели основан на особой чистоте и мягкости
красок, сохраняющих, как правило, первоначальную свежесть нежной, бархатистой
поверхности произведения. Работа штрихом, а не мазком сближает технику пастели с
графикой.
Происхождение пастели гипотетически относят ко 2-й половине 15 века, но работавшие
в этой технике мастера 16–17 столетий (Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, Х. Хольбейн
Младший в Германии и др.) не переступали традиций чистого графического рисунка.
Живописные возможности пастели были реализованы в творчестве таких мастеров 18
века, как М.К. де Латур, Ж.Б.С. Шарден, Ж.Б. Перроно во Франции, А.Р. Менгс в
Германии, Ж.Э. Лиотар в Швейцарии. В 19 столетии новые, доступные пастели средства
художественной выразительности (богатство фактуры, экспрессивная сила линии)
открыл Э. Дега. |
Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна,
местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом
изображения являются природа, реально существующая или вымышленная местность,
города и архитектурные постройки (городской архитектурный пейзаж – ведута),
морские виды (марина) и т.п. Часто пейзаж служит фоном в живописных,
графических, скульптурных произведениях других жанров.
Зарождение пейзажа в европейском искусстве было ознаменовано заменой условных (золотых или орнаментальных) фонов пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии, Я. ван Эйк в Нидерландах, К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии).
В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике (А. Дюрер и мастера дунайской школы) и в небольших живописных композициях,
где образ природы составляет единственное содержание картины (А. Альтдорфер) либо безраздельно господствует над сценами переднего плана (И. Патинир).
В пейзаже барокко Я.П. Рубенс, С. Роза, А. Маньяско) главенствует стихийная мощь природы, в произведениях голландских пейзажистов 17 века, – поэтическое ощущение ее тесной связи с жизнью человека (произведения Я. ван Гойена, Х. Сегерса, Я. ван Рёйсдала, М. Хоббема, Я. Вермера Делфтского и др.).
В 18 веке широко распространился видовой городской пейзаж., топографически точный в ведутах Каналетто и Б. Беллотто, тонко-лиричный в картинах Ф. Гварди. Предромантическими веяниями пронизаны пейзажи с изображением руин Ю. Робера, интимно-лирические фоны в картинах Ж.О. Фрагонара и Т. Гейнсборо.
В пейзаже 1-й половины 19 столетия преобладали тенденции романтизма (К.Д. Фридрих, Л. Рихтер в Германии, Й.А. Кох в Австрии, У. Тёрнер в Великобритании); одновременно в творчестве Дж. Констебла в Великобритании, раннего К. Коро во Франции, К. Блехена в Германии закладывались основы реалистического пейзажа середины – 2-й половины 19 века: особая чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы, интерес к проблемам пленэра, к национальному своеобразию ландшафта.
Эти черты свойственны произведениям мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле во Франции, Маккьяйоли в Италии, А. фон Менцеля в Германии, Я.Б. Йонгкинда в Голландии и др.
Доминирующее положение занимает пейзаж в творчестве мастеров французского импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей); на рубеже 19 и 20 веков П. Сезанн утверждал в своих пейзажах монументальную мощь и конструктивную структурность естественных ландшафтов, В. ван Гог стремился к нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, П. Гоген радикально переосмыслял образ идиллического пейзажа.
|
Перспектива (франц. perspective, от лат.
perspicio – ясно вижу), система изображения объемных тел на плоскости,
передающая их собственную пространственную структуру и расположение в
пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. В зависимости от принятой
в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала
различные исторические формы: так называемая рыбья кость в античном
изобразительном искусстве, так называемая обратная перспектива в средневековом
искусстве Европы и Византии, так называемая параллельная перспектива в живописи
Китая и Японии. Усиленное внимание к упорядочению пространственных построений в
эпоху Возрождения, интерес его мастеров к объемности и материальности
пространственных форм способствовали превращению идеи научно обоснованной,
адекватной зрительному восприятию перспективы в одну из главных художественных
проблем времени. Последовательная система линейной или прямой перспективы,
рассчитанная на фиксированную точку зрения и предполагающая единую точку схода
на линии горизонта и пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления
от переднего плана, разрабатывалась итальянскими мастерами 15 века (Ф.
Брунеллески, Л.Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, П. Уччелло),
художниками Нидерландов и Германии (братья Х. и Я. ван Эйки, А. Дюрер). Леонардо
да Винчи обосновал принципы воздушной и цветовой перспективы, т.е. законы
влияния воздушной среды на четкость очертаний предметов и насыщенность колорита.
В эпоху барокко перспектива обогатилась сложными ракурсами, предполагающими
необычные (в том числе сильно пониженные или повышенные) точки зрения.
В конце 19 – начале 20 веков некоторые художники, осознавшие формализм многих
моментов линейной перспективы (обязательная неподвижность точки зрения,
отсутствие корректировок на бифокальность зрения и т.д.), использовали так
называемую сферическую перспективу (несколько точек зрения, наклон вертикальных
осей к центру, разворот плоскостей к переднему плану в произведениях П.
Сезанна). |
Платереско (исп. plateresco, от platero –
ювелир), архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля, возникшего в
конце 15 столетия, стало тончайшее архитектурное узорочье, имеющее плоскостно-ковровый
характер. Не затрагивая конструктивную основу зданий, декор платереско
первоначально накладывался на позднеготические, а позднее – на ренессансные
формы. С 1530 годов в платереско проникает все больше орнаментальных мотивов
итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т.п.), а также ордерных
элементов, вносящих определенную упорядоченность в декор, но не нарушающих
общего впечатления нарядной живописности. Во 2-й половине 16 века в большинстве
районов Испании платереско вытесняется суровым стилем "десорнаментадо" (или "эрререско"),
созданным архитектором Ф. де Эррерой Старшим. |
Плафон (от франц. plafond – потолок), в
широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо
помещения. В более узком смысле – произведение монументально-декоративной
живописи и скульптуры, украшающее подобное перекрытие. Живописные плафоны
исполнялись непосредственно на перекрытии (в технике фрески, масляной, клеевой
живописи и т.п.) или на прикрепляемом к потолку холсте (панно). Как часть
декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений живописные и
скульптурные плафоны получили широкое распространение в европейском искусстве 17
– 19 веков. |
Пленэр (франц. plein air, буквально –
открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатства изменений
цвета, обусловленного воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.
Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников не в мастерской, а
на открытом воздухе, что давало возможность восприятия натуры в условиях
естественного освещения. Систематическая работа на пленэре вошла в
художественную практику в 1-й половине 19 века (Дж. Констебл в Великобритании), в
середине 19 века приверженцами пленэра выступили К. Корои мастера барбизонской
школы во Франции. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2-й
половине 19 столетия в творчестве мастеров импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О.
Ренуара и др. |
Полиптих (от греч. polyptychos – состоящий из
многих складок или дощечек), многостворчатый живописный или рельефный складень
либо несколько картин, связанных общим замыслом, а также единством цветового и
композиционного строя. |
|
|
|
|