|
|
|
|
|
Курбе Гюстав Жан Дезире (Courbet
Gustave) (1819-1877), французский живописец. Родился 10 июня 1819 года в Орнане.
Учился в частных ателье в Париже, но как художник сформировался, в основном,
самостоятельно; испытал влияние творчества Веласкеса, Рембрандта, Халса. Курбе
посетил Англию (1846), Голландию (1847), неоднократно бывал в Германии и
Австрии, работал главным образом в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельс. Пройдя
недолгий этап близости к романтизму (“Влюбленные в деревне”, 1844, Музей изящных
искусств, Лион), художник Гюстав Курбе полемически противопоставил ему (как впрочем и
академическому классицизму) искусство живописи нового типа - “позитивное”,
утверждающее жизненно-материальную значимость мира и отрицающее художественную
ценность того, что нельзя воплотить в ощутимо-предметных образах. Стремление
раскрыть значительность, скрытую поэзию повседневной жизни французской провинции
привело Курбе к созданию монументальных полотен, проникнутых пафосом
зарождающегося реализма XIX века (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей
изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-1850, Лувр, Париж). Следуя
демократическим идеалам эпохи, он придавал критическую заостренность социальной
тематике (“Возвращение кюре с приходской конференции”, картина не сохранилась,
эскиз 1862 - в Публичном художественном собрании, Базель), создавал
героизированные, обобщенно-характерные образы людей труда (“Дробильщики камня”,
1849, картина не сохранилась). Принцип общественной значимости искусства,
выдвинутый современной ему французской художественной критикой, Курбе воплощал и
в своих полотнах (“Встреча” или “Здравствуйте, господин Курбе!”, 1854, Музей
Фабра, Монпелье; “Ателье”, 1855, Лувр, Париж), где в аллегорической форме
изобразил себя в окружении друзей и персонажей своих картин, и в теоретических
выступлениях (декларация “Реализм”, 1855). Избрав главным средством своего
живописного языка не |
|
|
|
|
локальный цвет, а тон и его градации,
Курбе постепенно отходил от сдержанной и суровой палитры произведений 1840 - начала 50-х годов, высветляя и обогащая ее под влиянием работы на
пленэре, добиваясь светонасыщенности цвета и выявляя фактуру мазка. Убедительная
предметность, осязаемость натуры характерны для пейзажей Курбе (“Хижина в горах”, около 1874, Государственный музей изобразительных искусств, Москва) и его
натюрмортов (“Фрукты”, 1871, Галерея Танхаузер, Нью-Йорк). В созданных в 1860-70-е годы некоторых аллегорических композициях, сценах охоты (“Травля оленя”,
1867, Метрополитен-музей), ню (“Женщина с попугаем”, 1866, Метрополитен-музей)
появились черты салонности и несколько жеманного эротизма (“Истина Мира”, 1866, Музей Орсе, Париж). Активный участник
Парижской коммуны 1871, обвиненный в низвержении Вандомской колонны,
Курбе в 1873 был вынужден эмигрировать в Швейцарию.
Картина Гюстава Курбе “Здравствуйте, господин Курбе!”.
В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его
встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.
Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты.
Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов.
Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его".
Скончался Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года в Ла-Тур-де-Пельс, округа Во, Швейцарии.
Творчество Гюстава Курбе → |
|
|
|
|
|