|
|
|
|
|
Делоне Робер
(Delaunay Robert) (1885—1941)
Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма».
Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись,
он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с
приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой
войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в
Париж. Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего
Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых |
|
|
|
|
событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной
манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к творческому объединению «Синий всадник»,
переписывался с Кандинским и Марке. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел
на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910),
«Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные
окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920),
«Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни»
(1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне
вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже.
С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен
и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография,
монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. Они
проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды.
Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза.
Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева.
Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию.
Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру.
Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером. |
|
|
|
|
|