|
|
|
|
|
Фантен-Латур Анри
(Fantin-Latour Henri) (1836—1904)
Французский художник и литограф. Родился Анри Фантен-Латур 14 января 1836 года в Гренобле. Первым учителем Фантен-Латура был отец, портретист. Вместе с семьей в 1851 году
Анри переезжает в Париж, поступает в мастерскую де Буабодрана. Но подлинных учителей Фантен-Латур находит в Лувре — Тициана, Веронезе,
Ван Дейка, Ватто. Подружившись с художником Уистлером, Анри подолгу живет в Англии (4 раза за период с 1859 года по 1881
год), где
приобретает известность. Сближается с прерафаэлитами, особенно с Россетти. |
|
Цветы, 1860 Государственный Эрмитаж |
|
|
|
В 1863 году Анри Фантен-Латур принимает участие в "Салоне отверженных", с 1864 - регулярно выставляется в Салоне (официальном), вначале в основном портретами: "Эдуард Мане" (1867, Чикаго, Институт искусств), "Мадам Фантен-Латур" (Гренобль, Музей изящных искусств), "Две сестры" (1859, Антверпен, Музей), "Портрет четы Эдвардсов" (1875, Вашингтон,
Национальная галерея искусства), "Чтение" (1877, Лион, Музей изящных искусств).
Известность получили групповые портреты Фантена-Латура. Художник пишет людей искусства, близких ему по духу: "В честь Делакруа" (1864),
"Мастерская в Батиньоле" (1870), "У фортепьяно" (1885, все — Париж, музей Орсе) и другие
картины. Анри Фантен-Латур создает яркие индивидуальные образы
и в то же время передает особую атмосферу творческого содружества — перед нами единомышленники.
Фантен-Латур — мастер натюрморта. Живописец с любовным вниманием, легким и точным прикосновением кисти выписывает лепестки, тычинки, листья
цветов, от его букетов веет свежестью. Столь же хороши у него фрукты и ягоды: "Клубника и бокал вина" (1869, Гренобль, Музей изящных искусств),
"Цветы в глиняной вазе" (1883, Санкт-Петербург, Эрмитаж), "Натюрморт" (1866, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Картина Анри Фантен-Латура "Розовые и белые розы".
Розы, изображенные на картине, кажется, излучают свет на фоне темной стены. Срезанные цветы из-за недолговечности их существования часто воспринимаются как символ быстротечности жизни. Художник лепит каждый лепесток густым пастозным мазком. Градации цвета переданы с помощью розовой и белой красок, положенных отдельно, без предварительного смешивания их на палитре.
В ранний период Фантен-Латур работал в традиционной манере, принятой парижским Салоном.
Однако романтическое видение художника побудило его отказаться от канонов академизма. С 1865 года он выставляется вместе со своими друзьями-импрессионистами, включая Эдуарда Мане. Помимо натюрмортов Фантен-Латур известен своими композициями с фигурами. Одна из них изображает Эдуарда Мане и его друзей-художников перед портретом Эжена Делакруа.
Порой художник обращается к миру аллегорий, фантастических идей и образов, изображая нимф, одетых в причудливые одеяния; нередко это
как бы видения, навеянные музыкальными темами Шумана, Вагнера, Берлиоза — композиторов, которых любил Фантен-Латур. Аллегорическая
композиция подобного рода — "Годовщина" (1876, Гренобль, Музей изящных искусств).
Фантен-Латура связывала дружба со многими художниками-импрессионистами, хотя сам
мастер работал в более традиционной манере. Фантен-Латур исполнил также серию литографий, служащих иллюстрацией к музыке Вагнера и других композиторов-романтиков.
Скончался Анри Фантен-Латур 25 августа 1904 года в Буре, Орне |
|
|
|
|
|