|
|
|
|
|
Фотрие Жан
(Fautrier Jean) (1898—1964)
Французский художник, один из крупнейших представителей абстрактного искусства и информализма (Art Informel). Жан Фотрие родился 16 мая 1898 года в Париже.
Внебрачный сын торговца картинами из Лондона,
Фотрие получил воспитание у своей бабушки, в Ирландии. В 15 лет, после смерти отца и бабушки он переехал
с матерью в Лондон, где, начиная с 1913 года, обучался в Королевской академии
художеств. В 1917 году призван во французскую армию, в боях был тяжело ранен.
После войны, в начале 1920-х годов Фотрие возвратился в Париж. Портретные работы Фотрие
этого периода отмечены влиянием примитивизма |
|
|
|
|
Сара, 1943 Частная коллекция |
("Тирольские женщины в праздничных костюмах", или "Воскресная прогулка", Париж, Национальный музей
современного искусства). В сериях 1926—1930 — "Горные пейзажи", "Ледники", "Обнаженные",
"Разделанные туши" — экспрессивная живопись приближается к грани абстрактного искусства ("Голубое озеро II",
1926, Париж, Музей современного искусства; "Ледник", 1926, Фрибур, галерея Лиммер). Первая персональная
выставка картин Жана Фотрие, которая не имела особого успеха, состоялась в 1927 году, в галерее Бернхайм. С началом
мирового кризиса картины художника начинают плохо продаваться, и он до конца
1930-х годов проживал в Италии, в Южном Тироле, где климат более благоприятен для его
простреленных
легких.
После занятия немцами Парижа Фотрие возвратился во Францию, где принимал участие в Движении Сопротивления. В 1943 году переходит на
нелегальное положение, скрывается в Шатне-Малабри. В этом же году Жан Фотрие был арестован гестапо, но затем освобожден; поселился в
Шатне-Малабри, между домом умалишенных и местом, отведенным для расстрелов. В этот период художником выполнены первые картины большой серии
"Заложники" (Otages), в которых эмоциональное состояние ужаса, негодования передано особой живописной техникой: толстый красочный
слой, нанесенный поверх наклеенной на холст бумаги, обрабатывался глубокими бороздами, царапинами, затем присыпался порошковой
краской и покрывался лаком. Вздутые, истерзанные фигуры в этих работах А. Мальро назвал "иероглифами страданий",
таковы картины
("Еврейка", 1943, Париж, Музей современного искусства; "Расстрелянный", 1943, Женева, частное собрание;
"Голова заложника", 1944, Фрибур, галерея Лиммер). После выставки серии
произведений военных лет "Заложники", к художнику приходит мировая известность и признание.
Картина Жана Фотрие "Сара".
Расположенная в центральной части картины неправильная форма с рельефной фактурой представляет искаженную женскую фигуру. Поверх бумаги, наклеенной на
холст, художник накладывал шпателем густые красочные массы, а затем покрывал их порошковой краской и закреплял поверхность лаком. Фотрие прибегал к
этому уникальному методу в период своего творческого подъема, когда чаще всего изображал ужасы войны. Видимо, эта трудоемкая, но исполненная внутреннего
драматизма техника давала ему возможность с наибольшей силой выразить свое отношение к мировым событиям. Свободный мазок и тяжелая фактура
свидетельствуют о близости художника к направлению абстрактного искусства
информализма. На протяжении своей творческой деятельности, весьма активной и многосторонней, художник создал множество произведений, в том числе рисунки, офорты, скульптуры.
Для работ Фотрие характерна глубокая, порой драматическая серьезность, проистекающая из пережитого и увиденного в годы Второй мировой
войны. До 1954 года Жан Фотрие занимался выпуском репродукций, затем снова начал писать картины.
В 1959 году Жан Фотрие участвовал в выставке произведений современного искусства в Касселе; в
следующем году Фотрие, совместно с Гансом Хартунгом
завоевал Большой приз венецианского биеннале.
Скончался Жан Фотрие 21 июля 1964 года в Шатне-Малабри. |
|
|
|
|
|