|
|
|
|
|
Фонтен Пьер Франсуа Леонар (1762-1853)
(Fontaine Pierre Francois Leonar)
Французский архитектор, один из основоположников стиля ампир, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего
убранства, по эскизам которого во Франции изготовляли лучшую мебель в стиле ампир, один из пионеров применения металлических
(чугунных) конструкций в строительстве. Учился в Школе изящных искусств в Париже, затем жил в Риме, где изучал памятники
античного зодчества. В 1780 году во время занятий в парижской студии А.Ф. Пейра,
Пьер Франсуа Фонтен познакомился с архитектором Шарлем Персье. Это знакомство переросло у архитекторов в многолетнее и плодотворное партнерство. |
|
|
|
|
Их активное сотрудничество началось в период работы художниками парижской Оперы (1792—1796). Придворные
мастера Наполеона Бонапарта, формировавшие эстетику ампира, были впервые приняты будущим императором (тогда первым консулом) в 1799 году
в Мальмезоне (под Парижем). Им была доверена переделка Эспланады инвалидов в «Елисейские поля павших воинов», где по замыслу должны
были выставляться различные трофеи, в том числе и художественные (осуществлено не было). Позднее архитекторы обновили для супруги
Наполеона Жозефины Бонапарт убранство Мальмезонского дворца (1800—1802), и с той поры им доставались многие самые престижные заказы.
Пьер Фонтен с 1801 года состоял еще и в должности правительственного архитектора. Среди их произведений наиболее известна Триумфальная
арка на площади Каррузель в Париже (1806—1807), повторяющая структуру арки Септимия Севера в Риме. Изначально арка композиционно
связывала дворцы Лувр и Тюильри (Персье и Фонтен внесли большой вклад в реконструкцию этих дворцов, однако большая часть этих работ
не сохранилась). Мастера заново оформили Елисейский дворец в Париже (1816), загородные дворцы в Сен-Клу (1801 — 1804), Фонтенбло
(1804-1807), Компьене (1806), Лекене (под Брюсселем, 1803) и Аранхуэсе (под Мадридом; 1800-е годы). Внесли большой вклад и в
историографию искусства, издав в 1807 году и 1810 описания придворных церемоний и празднеств наполеоновского времени.
Русские мастера декоративного искусства изучали стиль ампир по работам ведущих французских архитекторов и художников-орнаменталистов
Шарля Персье и Пьера Фонтена, опубликовавших сборник орнаментальных гравюр с проектами для декорирования интерьеров. Именно
творческому дуэту Персье — Фонтен мир обязан тем, что орлы, связки знамен, трофеи, лавровые венки стали тем художественным языком,
который свойственен стилю ампир. Русский император Александр I, продолжая традицию Екатерины II — общение с просвещенными умами
Европы, состоял в переписке с Персье и Фонтеном. По его просьбе с 1809 г. двенадцать томов альбома архитектурно-декоративных новшеств
под общим названием «Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I. Подготовлены для императора Александра архитекторами Персье
и Фонтеном» посылались в Россию. В апреле 1814 года в завоеванном Париже Фонтену, который сопровождал русского императора в Тюильри
и Лувре, поручили оформление пасхальной церемонии на площади Людовика XV в честь императора Александра; годом позже архитектор стал
организатором парада русских войск в Вертю-ан-Шампань. В сентябре 1814 года
Шарль Персье и Пьер Франсуа Фонтен отправили в Россию тринадцатый том
альбома, посвященный французским фонтанам (этот громадный графический цикл из 13 альбомов ныне хранится в петербургском Эрмитаже).
Произведения лучших зодчих наполеоновской Франции Персье и Фонтена, созданные для России — это серия предметов для графа
Строганова и стол Бьенне, свадебный подарок по случаю бракосочетания в царской семье.
После 1814 года, когда Персье открыл собственную рисовальную школу и занялся
педагогической деятельностью, Фонтен реализовал
немало самостоятельных неоклассических проектов. Среди них выделяется Искупительная капелла в Париже (1816—1826) и госпиталь в
Понтуазе (1823—1827). Пьер Франсуа Фонтен продолжил реставрационные работы в Лувре и других дворцах, перестроил Орлеанскую галерею дворца Пале-Рояль
в Париже (1828-1829). Умер Пьер Франсуа Фонтен в Париже 10 октября 1853 года. Посмертно (в 1982 году) были изданы «Обзор парижских монументов», посланный им
императору России (1912), и обширный дневник, который он вел с 1799 года.
Творчество Франсуа Фонтена и Шарля Персье → |
|
|
|
|
|