|
|
|
|
|
Жерар Франсуа
(Gerard Francois) (1770—1837)
Французский историк, живописец и литограф. Изучал скульптуру под руководством Пажу, но
показал способность не столько к этому искусству, сколько к живописи, перешел в ученики к Жаку Луи Давиду и получил еще во времена Первой
Империи блестящую репутацию, которая, однако, значительно померкла еще при его жизни. Первые картины Жерара, обратившие на него
внимание любителей искусства и публики, были «Велизарий» (1795) и «Первый поцелуй Амура и
Психеи» (1798, в Луврском музее, в Париже). С 1814 Жерар – «первый живописец
короля». В картинах на исторические и мифологические сюжеты («Психея и Амур»,
1798, Лувр, Париж; «Вход Генриха IV в Париж», 1817, Национальный музей Версаля и
Трианонов) Жерар пытался применить живописный язык классицизма для раскрытия
романтических по духу тем. Он известен также как автор парадных портретов, в
которых идеализация образов сочеталась с интимностью обстановки, часто – с
пейзажными фонами («Мадам Рекамье», 1802, Пти-Пале, Париж; портрет княгини
Кочубей, около 1809, Государственный музей изобразительных искусств, Москва),
монументально-декоративных росписей (в парижском Пантеоне, 1810-е годы),
иллюстраций к произведениям Вергилия, Расина и других литераторов. |
|
|
|
|
Несмотря на успех
этих произведений, Жерар Франсуа только с 1800 года стал действительно популярным, после того как Наполеон I поручил ему написать свой портрет
и заказал в 1806 году изобразить «Битву при Аустерлице» (находится в Версальской исторической галерее). Вскоре после этой картины
явилась другая, «Три возраста», столь же мало выражающая талант художника, как и его «Дафнис и Хлоя» (1824, Лувр). Настоящим
призванием Жерара был портрет, в широком, если возможно так выразиться, историческом значении слова. В портретном жанре Жерар Франсуа отличался
необыкновенной способностью передавать не только индивидуальные черты изображаемых личностей и наиболее свойственное им выражение,
но и отпечаток духа эпохи, их ролью в жизни современного общества.
Особенно хороши в этом отношении его женские портреты, между которыми самым замечательным надо признать портрет мадам Рекамье (1802),
принадлежащий к лучшим его работам и по исполнению. Из прочих произведений Жерара заслуживают быть упомянутыми: портреты императрицы
Жозефины, Людовика XVIII в его рабочем кабинете (в Версальском историческом музее), живописца Изабе (в Лувре) и скульптора Кановы
(там же) и картины: «Въезд Генриха IV в Париж в 1594» (в Лувре), «Коронация короля Карла X» (в Версальском историческом музее)
и «Корина на Мисенском мысу». |
|
|
|
|
|