|
|
|
|
|
Жером Жан-Леон
(Gerome Jean-Leon) (1824—1904)
Французский живописец и скульптор, прославившийся картинами весьма
разнообразного содержания, преимущественно же изображающими быт античного мира и
Востока. Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в семье ювелира в городе Везул
департамента Верхней Соны. Начальное художественное образование Жером получил в
родном городе. В 1841 году приехав в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу,
вместе с которым посетил Италию в 1844 году, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры.
Первое произведение Жерома, обратившее на художника общее внимание, была
выставленная в салоне 1847 года картина: "Молодые греки во время петушиного
боя" (Люксембургский музей). За этим полотном последовали картины: "Анакреон, заставляющий плясать
Бахуса и Амура" (1848) и "Греческий лупанар" (1851) — сцена, в которой уже ясно
выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца, а именно его
уменье смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы
холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность.
Похожая двусмысленная картина Жана Леона Жерома появилась в салоне 1853 года под
невинным названием "Идиллия". |
|
|
|
|
Все эти воспроизведения древнегреческой жизни, благодаря оригинальности взгляда на нее
художника и мастерству его техники, сделала его вождем особой группы в среде французских живописцев — группы так называемых "неогреков". Исполненная им в
1855 картина "Век Августа", с фигурами в натуральную величину, может быть рассматриваема только как неудачная экскурсия его в область исторической
живописи в строгом смысле слова. Несравненно больший успех имела картина "Русские солдаты-песельники" — сцена, написанная по этюдам, сделанным во время
путешествия Жерома в 1854 году по России. Также замечательны другие картины художника: высоко драматическая "Дуэль после маскарада" (1857, в
собрании живописи герцога Омальского и Эрмитаже) и появившаяся после поездки художника на берега Нила "Египетские рекруты, конвоируемые албанскими солдатами в пустыне"
(1861). Разделяя таким образом свою деятельность между Востоком, Западом и классической древностью, Жером пожинал, однако, наиболее обильные лавры в
области последней. Из нее почерпнуты сюжеты для его ставших широко известными картин: "Убийство Цезаря", "Царь Кандавл показывает свою красавицу-супругу
Гигесу", "Гладиаторы в цирке приветствуют императора Вителлия", "Фрина перед ареопагом" (1861), "Авгуры", "Клеопатра у Цезаря" и некоторых других полотен.
Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал, между прочим,
картины: "Перевоз пленника по Нилу" (1863), "Турецкий мясник в Иерусалиме", "Алмея", "Рабочие на молитве" (1865), "Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней
головами казненных беев" (1866) и "Арнауты, играющие в шахматы" (1867); порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, "Людовик XIV и
Мольер" (1863), "Прием сиамского посольства Наполеоном" (1865) и "7 декабря 1815 года" (смерть маршала Макдональда). Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жерома заметно
ослабевает, так что за последние десятилетия можно указать лишь на три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: "Фридрих Великий"
(1874), "Серое преосвященство" (1874) и "Мусульманский монах у дверей мечети" (1876). Во всех восточных жанрах знаменитого художника поражает изящная и
добросовестная передача климата, местности, народных типов и малейших частностей бытовой обстановки, изученных Жеромом при неоднократном посещении
Египта и Палестины; напротив того, в картинах живописца классической древности мы видим не столько греков и римлян, сколько людей новейшего времени,
француженок и французов, разыгрывающих пикантные сцены в античных костюмах и среди античных аксессуаров. Рисунок у Жерома — безукоризненно-правильный и
выработанный во всех подробностях; письмо — тщательное, но не вдающееся в сухость; колорит — несколько сероватый, но чрезвычайно
гармоничный; особенно мастерски владеет художник освещением. В последнее время Жером пробовал свои силы также в скульптуре. На Парижской Всемирной
выставке 1878 года художником были представлены скульптурные группы: "Гладиатор" и "Анакреон с Бахусом и Амуром".
При написании статьи использованы материалы Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. |
|
|
|
|
|