|
|
|
|
|
Гране Франсуа Мариус
(Granet Francois-Marius) (1775-1849)
Французский живописец. Родился в семье каменщика в Эксе в Провансе.
Франсуа Мариус Гране, один из деятельных, но ныне малоизвестных подвижников французского
пленэризма, обучался живописи в Экс-ан-Провансе у Жана Антуана Константэна, который оттачивал свои приемы на изображении римских фонтанов.
После 1800 года характер пейзажной живописи изменился. Молодые художники нового поколения в своем творчестве опирались на уже сложившиеся местные традиции.
В 1802 году Франсуа Мариус Гране отправился в Рим с желанием освоить гармонию |
|
|
|
|
классической пейзажной "сценерии" в
ее первоисточнике. Его этюды, сделанные на открытом воздухе, с самого начала отражали установку на достоверность изображаемой среды —
отличительная черта пейзажа в XIX века.
Энгр написал портрет Гране на фоне Квиринальского дворца, "процитировав" один из его римских видов, и похоже, Гране отплатил ему тем
же, введя тот же мотив в один из энгровских портретов — Шарля Жозефа Лорана Кордье, чиновника императорской администрации в Риме.
Гране находился в Риме до 1819 года. В 1826 году он становится хранителем Лувра, поступив под начало своего давнего друга, графа
Форбена, в то время Генерального директора французских музеев. Гране часто приезжал в Прованс, где недалеко от Экса, в местечке
Мальвала, у него был домик и где он мог полностью раскрыть специфическую выразительность родного пейзажа. В 1849 году художник
завещал все, что было в его мастерской, городу, и благодарные земляки немедленно открыли выставку его этюдов. Во второй половине XIX
столетия плоды столь новой и не понятной еще "традиции", как живопись на пленэре, можно было увидеть только в одном месте — в музее
Гране в Экс-ан-Провансе. Не случайно, что среди новой плеяды пленэристов, окрещенных в 1874 году импрессионистами, был еще один
уроженец Экса, у которого живопись на открытом воздухе основывалась на более классических принципах, чем у его товарищей, — это Поль Сезанн. |
|
|
|
|
|