|
|
|
|
|
Лебрен Шарль
(Le Brun Charles) (1619—1690)
Французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.
Родился 24 февраля 1619 года в Париже.
Учился в Париже с 1632 по 1637 год у Франсуа Перье и Cимона Вуэ, с 1642 года по 1646 вместе с Никола Пуссеном жил в Италии, где
изучал античную скульптуру, произведения мастеров итальянского Возрождения и болонской школы. Лебрен работал в Париже; он - один из
основателей Королевской академии живописи и скульптуры (с 1668 года - ее директор), "первый живописец короля" с 1662 года, директор Королевской мануфактуры гобеленов и мебели
(с 1663) Подлинный диктатор художественной жизни Франции во второй половине XVII века, Лебрен руководил созданием масштабных
декоративных ансамблей Лувра, Версаля и др. (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели, светильников
и прочее). В живописи Лебрена характерная для классицизма нормативность композиции, театрализованная патетика сочетаются
декоративной пышностью в духе барокко (серия картин "История Александра Македонского", 1660-1668, Лувр, Париж; "Моление о чаше",
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Лебрен был гибким инструментом художественной |
|
|
|
|
политики в
руках короля и его министров Мазарини и Кольбера. Шарль Лебрен не только руководил
Королевской Академией живописи и скульптуры (основана в 1648 году), определяя ее решения и руководя дебатами в ней, но стал в 1671 году
также директором Королевского кабинета картин, то есть фактически — первым директором Лувра. Этот компетентный и умный человек
сосредоточил в своих руках огромную власть. Удивительно, что при этом Лебрен оставался также хорошим живописцем. Своим кумиром он выбрал
Пуссена и ту стилевую систему, к которой обязывали его принципы, но как декоратор Лебрен стоял ближе к
художнику Пьетро да Кортона.
Несомненно, наиболее любопытным произведением Лебрена сегодня представляется "Канцлер Сегье", конный портрет его первого покровителя,
изображенного вместе со свитой. Этот портрет стал объективной и типично французской альтернативой драматизму и динамике
интернационального стиля барокко. В реалистической трактовке данного портрета неожиданным образом проступают сдержанность и
цельность, присущие скульптурному барельефу.
Вместе со смертью Кольбера в 1683 году закончилось и "правление" Лебрена. Преемником стал его соперник, художник Пьер Миньяр,
живописная манера которого не намного отличалась от манеры Лебрена, хотя в академических дебатах они всегда занимали противоположные
позиции. "Пуссенизм" отступил только тогда, когда вкусам нового столетия ближе оказалась менее формализованная его альтернатива —
"рубенсизм".
Скончался Шарль Лебрен 22 февраля 1690 года в Париже. |
|
|
|
|
|