|
|
|
|
|
Лоррен Клод (Lorrain Claude)
(1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке
Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в
Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и
Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного
классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство
достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта
рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание
Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен). Библейские, мифологические,
пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в
природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” - все 1645-1672, Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва). Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью
восприятия различных состояний природы, его офорты - виртуозной светотеневой нюансировкой.
В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена
были аристократы. |
|
|
|
|
Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех
схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре. С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он
обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа
— прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства.
Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи,
внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова"
которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях
Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и,
наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую,
чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти
приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с
непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.
Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж - один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции.
Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери.
Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий.
Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он "превосходит силу имитации в живописи".
Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме.
Творчество Клода Лоррена → |
|
|
|
|
|