|
|
|
|
|
Пилон Жермен (Pilon Germain)
(около 1525-1528 или 1535-1590)
Французский скульптор, один из крупнейших мастеров французского Возрождения. Учился у своего отца — резчика
по камню. Работал в основном в Париже и замках вокруг столицы (Фонтенбло). Был образованным человеком, любившим и хорошо знавшим
античную поэзию и историю. В ранних произведениях художник прославляет красоту и обаяние юности ("Три Грации", около 1563, Париж, Лувр). Работая в мраморе, ваятель искусно передает упругую гибкость
и стройность тела, грацию движений, изящество форм, ощущение нежной поверхности кожи, ее матовое свечение. Хотя композиция была создана как надгробное сооружение
— Грации поддерживают урну с сердцем Генриха II, — облик девушек исполнен ясного, просветленного приятия жизни. Это одно из самых
прекрасных творений французского Ренессанса. Вместе с Пьером Леско Пилон работал над монументальной усыпальницей
Генриха II и Екатерины Медичи (1563—1572, Париж, аббатство Сен-Дени). Надгробие в виде грандиозной арки венчают статуи
коленопреклоненных короля и королевы в парадных одеждах. Несмотря на некоторую обобщенность трактовки, Пилон передает различие
характеров и индивидуальности королевской четы. Образ Генриха II, |
|
|
|
|
получившего
смертельное ранение на рыцарском турнире и умершего в возрасте 40 лет, поражает своей человечностью. В тихой задумчивости лица, в неуверенном наклоне головы, в жесте рук проступают
растерянность, недоумение и в то же время смирение перед судьбой. Хотя Екатерина Медичи также изображена в молитвенной позе, от ее
фигуры исходит ощущение концентрированной, деятельной энергии. Лицо четких определенных форм, с плотно сжатыми губами говорит о
волевом, властном характере. Надгробие создавалось при жизни королевы по ее заказу, и скульптор изобразил ее такой, какой она желала
остаться в памяти потомков. В статуях королевской четы проявился несомненный дар мастера в области портрета. Внутри арки король и
королева представлены полуобнаженными, распростертыми на мраморных саркофагах, как бы в предсмертной агонии. Подлинным шедевром Пилона
и всей
мировой пластики является надгробная статуя канцлера Рене Бирага (1584—1585) и его жены Валентины Бальбиани (1572—1584, обе — Париж,
Лувр) работы Пилона. В искусстве Пилона поражают мощная лепка, динамика и выразительность скульптурных форм, сложность и многоплановость в передаче
внутреннего мира человека. Художник мастерски трансформирует реальные объемы человеческого тела, одежды в выразительные пластические
формы: мантия Бирага упругими динамичными спиралями стелется за ним, словно некое бронзовое чудовище, притаившееся за спиной
коленопреклоненного канцлера. Метафоричность мышления — характерная особенность, присущая творчеству Пилона и французского
Возрождения вообще. В статуе Валентины Бальбиани перед нами предстает прекрасная молодая женщина, как бы погруженная в воспоминания.
В ее образе запечатлены умиротворенность и сосредоточенность души, словно человек на грани бытия пытается проникнуть в некие неведомые
тайны, постичь некие великие истины. В обработке мрамора сказалась школа, полученная Пилоном в мастерской отца. С тончайшим, но не
навязчивым мастерством передает Пилон различные фактуры: нежную податливую мягкость кожи, шелковистый блеск локонов, узорчатое
шитье великолепного платья. Умение воссоздать особенности внутреннего мира человека, индивидуальность модели определили успешную
работу Пилона в жанре портрета: бюст Генриха II (около 1570—1575), Карла IX (оба — Париж, Лувр), епископа Ж. де Морвийе (1577,
Орлеан, Музей изящных искусств); медали с портретами Генриха II, Карла IX, Екатерины Медичи, Рене Бирага и др. Поздние работы
Пилона пронизаны настроениями тревоги ("Скорбящая Мадонна", около 1586, Париж, Лувр). В образе Марии отражено смятение души, охваченной
скорбью. Техника терракоты сохранила трепет прикосновения рук художника, следы движения пальцев и стека по влажной глине, выражающие
волнение самого мастера. В рельефе "Снятие с креста" (1580-е, Париж, Лувр) в поникших контурах, в нервном ритме линий воплощена тема
скорби: кажется, "плачут" складки одежд, струящиеся потоки волос. Даже фон пролеплен тончайшим рельефом, испещрен чуть заметными
колебаниями высоты рельефа, углублениями, подъемами — словно поверхность его "дышит"; отражающиеся блики света создают ощущение
одухотворенной пространственной среды. Произведения последнего периода жизни Пилона созвучны кризисным явлениям в истории Франции, охваченной
братоубийственными религиозными войнами, кризисом ренессансного гуманизма. |
|
|
|
|
|