|
|
|
|
|
Прюдон Пьер Поль
(Prudon Pierre Paul) (1758-1823)
Французский живописец и рисовальщик. Учился у Ф.Девожа в Дижоне (с 1774 года) и в Королевской академии
живописи и скульптуры в Париже (до 1783 года); работал в Париже. В 1784-1789 годах посетил Италию, испытал влияние живописи Леонардо да
Винчи и Корреджо, также на молодого художника огромное впечатление произвели работы скульптора Антонио Кановы. В картинах и панно Пьера Поля Прюдона черты позднего классицизма сочетаются с унаследованными от французского искусства XVIII века
интимностью, грацией и живописной мягкостью. Ряд картин Прюдона, проникнутых эмоциональной экзальтацией (не лишенной иногда несколько манерной сентиментальности), предвосхищает настроения, свойственные живописи романтизма
("Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление", 1808, Лувр, Париж; портрет четы Антони, 1796, Музей изящных искусств, Дижон). Пьер Прюдон, десятый сын каменотеса из Бургундии, добавил себе второе имя,
как бы в напоминание о Рубенсе, и изменил написание фамилии (Prud'hon вместо Prudon),
чтобы его считали знатным землевладельцем. Прюдон провел жизнь в неослабном самоусовершенствовании. В 1784 году, получив римскую стипендию,
Пьер Поль Прюдон
посетил также и Парму. |
|
|
|
|
В Париж художник привез по-корреджевски мягкую манеру, мало подходившую к суровой художественной атмосфере, воплощенной в давидовской
картине "Клятва Горациев". Прюдон специализировался на сентиментальных декоративных мотивах, часто с мифологическими персонажами-гермафродитами.
В более поздний период он был известен связью со своей ученицей, легкомысленной Констанс Майер, которой он постоянно передавал свои
рисунки с теми же мотивами. Картины Прюдона написаны в мягкой, изящной манере и отличаются тонкостью передачи настроения, хотя не всегда
безупречны по технике исполнения. Среди его произведений: "Любовь, соблазняющая Невинность" (Париж, Лувр), "Правосудие и Божественное
Возмездие преследующие Преступление", "Похищение Психеи" (обе 1808, там же) и "Сон Психеи" (Шантийи, музей Конде). Прюдон был не
только замечательным рисовальщиком (его многочисленные рисунки, выполненные мелом на цветной бумаге, хранятся в музее Конде в Шантийи
и в Лувре), но также одним из лучших портретистов своего времени. Его наиболее известные работы в этом жанре — портреты Мари Маргерит
Ланье, императрицы Марии Луизы (1811) и мадам Жарр (1821) из Лувра, мадам Антони с детьми (1796) из Лионского музея и барона Дени
(1822). В рамках неоклассицизма живопись Прюдона тяготеет к лирическому началу, в противовес героическому стилю Жака Луи Давида.
В дальнейшем, встретив поддержку у обеих жен Наполеона, Прюдон стал соперником Жака Луи Давида и прославился своими портретами романтических таинственных женщин.
Картина Пьера Поля Прюдона "Портрет императрицы Жозефины".
Прекрасная задумчивая женщина расположилась на отдых, расстелив красную шаль на скалистой поляне. Погруженная в глубокую задумчивость, она смотрит в сторону, а тонкий рукав ее ампирного платья соскользнул с плеча. В первом браке жена виконта, казненного во время французской революции, Жозефина в 1796 году выходит замуж за Наполеона. Омраченная изменами, их связь была страстной и непредсказуемой. Жозефина не могла родить Наполеону сына, поэтому в 1810
голу их брак был объявлен недействительным. Наполеон заказал этот портрет вскоре после своего провозглашения императором.
Художнику стала покровительствовать императрица Жозефина; в 1805 Прюдон написал ее портрет (сейчас находится в Лувре).
На полотне "Императрица Жозефина" 1805 года мы видим Жозефину в грустной задумчивости в парке Мальмезон,
вскоре после коронации ("Коронация императрицы Жозефины"). Императрица, представленная здесь, уже не имела уверенности в своем
будущем; ее портрет — классическое выражение меланхолии. Возможно, чувство, переданное здесь Прюдоном, объясняется его собственным неудачным браком.
Парадоксально, что этот певец любви и невинности снискал славу аллегорией "Справедливость и Божественное Возмездие преследуют
Преступление", написанной для Дворца юстиции. Зрители более поздних времен воспринимали эту картину с иронией, после того, как
она стала узнаваемым фоном в сценах судебных заседаний, представленных Оноре Домье.
Умер Прюдон в Париже 14 февраля 1823 года. |
|
|
|
|
|