|
|
|
Будда, 1905 Музей Орсэ, Париж |
|
|
Редон Одилон
(Redon Odilon) (1840-1916)
Французский график, живописец, художественный критик, один из основателей
течения символизма.
Родился в Бордо 22 апреля 1840 года в семье предпринимателя. С 1855 года учился в мастерской местного художника-романтика С.Горина;
в 1863 году познакомился с Р.Бреденом, гравером-"протосимволистом", испытав сильное воздействие его творчества. В 1864 году
Редон занимался
в Школе изящных искусств в Париже у Жан-Леона Жерома. Литографии учился у Анри Фантен-Латура. Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал
С. Малларме. По примеру Бредена Одилон Редон сначала занимался в основном графикой
(рисунки углем, а с 1870 — литографии). Его черно-белые листы, "черноты" (les noirs),
как он их называл, выходили в свет в виде небольших серий ("В грёзе", 1879;
"Эдгару По", 1882; "Истоки", 1883; "В честь Гойи", 1885; "Ночь", 1886; "Гюставу
Флоберу", 1889; "Апокалипсис святого Иоанна", 1889; "Цветы зла", 1890;
"Сновидения", 1891; "Искушение", 1896). Идеалом мастера было нарочито-смутная и
трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы
подсознания. Эти загадочные мотивы, вроде глаза в виде воздушного шара (из цикла
графических рисунков "Эдгару По"), |
|
|
|
|
художник часто сопровождал подписями в виде целых литературных фрагментов (в данном случае — "Глаз, как странный шар, направляется
в бесконечность"). В композициях Редона доминирует тревожное, "протосюрреалистическое" отчуждение
либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).
Параллельно Редон (особенно активно — с 1890-х годов) обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам. Его живопись, приглушенная
по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее "ликом",
цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза). Среди его характерных картин и пастелей — "Циклоп" (1898, музей Крёллер-Мюллер,
Оттерло), "Зеленая смерть" (1905-1910, частное собрание), "Черная ваза с цветами" (около 1909, собрание Вильдестейн),
"Женщина среди цветов" (1909-1910, частное собрание; все три работы — Нью-Йорк).
Одилон Редон часто выступал в газетах и журналах в качестве критика, упрекая как поздних романтиков, так и импрессионистов за то, что они
изображают лишь то, что происходит вне нас самих однако полагал при этом, что внутренние фантазии, близкие музыке и поэзии, могут
быть убедительны лишь тогда, когда следуют "законам жизни". Наиболее полно принципы его "реально-ирреальной" эстетики выражены в дневниковых записях (с 1867 года).
Картина Одилона Редона "Циклоп".
В этой сцене из греческой мифологии циклоп Полифем подглядывает за обнаженной нимфой Галатеей, в которую он безнадежно влюблен.
Огромный глаз пеликана пристально устремлен к объекту его самозабвенной любви. По сравнению с романтической интерпретацией этой темы у Моро, в трактовке Редона есть нечто устрашающее, похожее на ночной кошмар.
В соответствии с теориями символизма, Редона гораздо больше занимали глубины человеческой души, чем объективное отображение реальности. Он стремился найти такую форму художественного выражения, которая могла бы пробудить в зрителе мысль и стремление к самоанализу.
Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин и литографий, полных воображения, чьи фантастические мотивы напоминают отрывки сновидений. Редон писал также красочные, трепетные пейзажи и картины с изображениями цветов.
Его творчество оказало большое влияние на группу символистов следующего поколения, которые называли себя Наби.
Умер Редон в Париже 6 июля 1916 года. Посмертно, в 1922 году, был издан дневник
художника Одилона Редона "Самому себе". |
|
|
|
|
|