|
|
|
|
|
Руссо Теодор
(Rousseau Theodore) (1812—1867)
Французский живописец и график, ведущий мастер барбизонской школы. Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в
основном самостоятельно. Испытал влияние Якоба ван Рейсдала, Джона Констебла, Жана Мишеля. Уже в ранних
картинах ("Вид в окрестностях Гранвиля" 1833 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и особенно в
произведениях зрелой поры, исполненных художником в Барбизоне (где жил с
конца 1830-х годов) и во время частых поездок по Франции, Теодор Руссо
стремился стать, по его собственным словам, "художником своей страны", |
|
|
|
|
раскрывая в глубоко демократических образах особенности национальных ландшафтов (преимущественно
сельских и диких). Произведения Теодора Руссо обычно отмечены гармонической уравновешенностью композиционных решений (что связано с манерой мастера замыкать средний план, акцентируя центр композиции). Используя сдержанную тональную гамму и стремясь к убедительному воплощению
материальности предметов, Руссо тонко передавал различные состояния природы, световоздушной среды и во многом способствовал развитию принципов живописи пленэра ("Рынок в Нормандии", около 1832, Эрмитаж; "Аллея каштанов", 1837, "Болото в Ландах", 1852, "Дубы", 1852,
все — в Лувре, Париж; "Вид в Барбизоне", Музей изобразительных искусств, Москва). Известен также как рисовальщик и офортист. Придавая композиции уравновешенность и монументальность, Руссо тонко воплощал материальность предметного и природного мира.
Сто лет назад спокойные, в тяжелых рамах, полотна с изображением могучих дубов вокруг деревни Барбизон в лесу Фонтенбло были для большинства людей в Америке и Англии картинами новыми и воистину престижными для их владельцев с точки зрения вложения
капитала. Наши прапрадеды не ошибались. Эти достойные и великолепные полотна, написанные в середине XIX столетия, давали уверенность, поднимали настроение. В 1860-е годы они были благожелательно встречены публикой, и это убедило работавших в окрестностях Парижа молодых
художников в том, что пристально наблюдаемый, натуралистический пейзаж, восходящий к таким авторитетам двухсотлетней давности, как Рейсдал и Хоббема, остается жизнеспособной формой в искусстве их собственного времени.
Картина Теодора Руссо "Утро в лесу Фонтенбло".
Неприхотливый лесной вид написан мерцающими жемчужными красками. Вписанный в арку из деревьев, охватывающую пространство картины, пейзаж поражает свежестью и интимностью образа. Фигуры коров в дымке утреннего тумана отбрасывают смутные отражения на серебристую поверхность лужицы, из которой пьют воду. Руссо с большой тонкостью
изображает пропитанный сыростью лес и бледный изменчивый свет зари.
Вдохновляясь работами Якоба ван Рейсдаля и других голландских пейзажистов XVII века, а также англичанина Джона Констебла, Руссо стремился создать во Франции более свободный, неакадемический стиль пейзажной живописи.
В 1830-е голы Руссо поселился в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и начал писать виды
окрестностей с большим реализмом и непредвзятостью,
Руссо явился одним из основателей Барбизонской школы, которая ставила своей целью изображение сельских пейзажей и жизни крестьян в окрестностях Барбизона в неприкрашенной, правдивой манере.
Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне, департамент Сена и Марна. |
|
|
|
|
|