|
|
|
|
|
Сулаж Пьер
(Soulages Pierre) (Род. 1919, Родез).
Французский художник, представитель абстракционизма. В начале 1940-х годов Пьер Сулаж обучался живописи в Школе изящных искусств в Монпелье, полностью закончить курс помешала Вторая мировая война.
Родившись на юго-западе Франции, Сулаж в 1946 году переехал в Париж, где
приступил к работе над своими картинами, полностью наполненными абстрактными реминисценциями о
доисторических дольменах и романской пластике его родной местности Оверни. Молодой художник обратил внимание на свою
необычную живопись, выступив в Салоне Сверхнезависимых 1947 года. |
|
|
|
|
Сулаж быстро завоевал известность, получив несколько престижных международных премий.
Творчество начинающего художника высоко оценили корифеи авангарда, французские абстракционисты Франсуа Пикабиа и Фернан Леже. Их привлекло прирожденное чувство
цвета и непреложное умение организовывать картинное пространство. В работах 1940-х энергичные мазки черной и коричневой краски
складываются в монолитные калиграммы, напоминающие то иероглифические знаки, то сплетения древесных ветвей. В картинах Сулажа
основным формосозидающим элементом является мазок. Его фактура, направление и скорость движения, перепады плотности
и цветонасыщенности образуют "сюжет" картины, демонстрирующий темп и последовательность работы художника. Господствующий
черный цвет трактуется как некая первоматерия, наделенная даром морфогенеза, подобно материи самой природы. Темные и черные тона с самого начала главенствовали в произведениях мастера.
Прокладывались они широко и уверенно, очень широкими кистями, а то и специальными щетками, напоминающими швабры. Никто из европейцев не прибегал к
черному столь радикально. Одержимость черным проистекает у Сулажа из стремления выразить субстанцию света, который для него чрезвычайно важен. Черный,
естественно задает наиболее мощный контраст. В полотнах начала 1950-х кисть движется быстрыми уверенными зигзагами, смыкающимися в устойчивый центральный монолит
("Живопись", 1953, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк; "Композиция", 1953, Галерея Тэйт,
Лондон). Позднее пласты густой краски, наложенные широкой кистью, щеткой, ножом,
шпателем, образуют массивные наслоения ("Живопись", 1956, Музей современного
искусства, Париж; "Живопись", 1959, частное собрание).
Картина Пьера Сулаж "Живопись 16".
Черные мазки, энергично проложенные широкой кистью, смыкаются в плотные рельефные формы.
Глухие черные массы, высвеченные короткими проблесками белого, придают живописи спокойную монументальность.
Неповторимое своеобразие картины определяется скульптурностью ясно расчлененных форм и мастерской передачей световых эффектов.
Напряженный размах свободного мазка, созидающего мощную абстрактную композицию, - типичная особенность направления Art Informel.
Многие композиции Сулажа строятся на решетчатых пересечениях широких полос, в которых черный цвет на ярком фоне блестит и переливается, как в хорошо выделанной коже.
В последних его картинах борозды краски образуют рельефную поверхность. Много
внимания он уделяет формату, осям и ритмическим эффектам, подчеркивая их то простым контрастом черного и белого, то использованием нескольких цветов.
Начиная с 1952 года, Пьер Сулаж увлекается созданием офортов, а с 1957 - литографии.
Серия картин, созданная с 1979, покрыта только краской черного цвета, но благодаря тому, что разные оттенки черного по-разному
реагируют на свет, создается ощущение тонких цветовых переходов и полифонии.
В период с 1988 по 1994 год художником создано около 150 витражей для собора
эпохи
романского искусства на его родине в Оверни, близ Родеза. |
|
|
|
|
|