|
|
|
|
|
Никола де Сталь
(Nicolas de Stael) (1914—1955)
Французский живописец русского происхождения, один из крупнейших мастеров послевоенного европейского искусства.
Никола де Сталь родился 5 января 1914 года в Санкт-Петербурге в семье коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, остзейского барона Владимира Шталь фон Гольштейна.
После революции, в 1919 году семья была вынуждена эмигрировать. Вырос Никола де
Сталь
в культурной, многоязычной среде. В 1932 де Сталь поступил в Бельгийскую
королевскую академию наук и искусств, открыл для себя творчество
Рембрандта, Вермеера. |
|
|
|
|
Путешествовал
по Европе, жил в Париже, Марокко, Алжире, Испании, Италии. В 1936 году в Брюсселе состоялась первая
выставка его работ, близких к традициям византийской иконописи. В начале своей творческой карьеры де Сталь находился под сильным воздействием абстрактных
произведений Жоржа Брака. Большинство ранних работ де Сталя представляли собой чистые абстракции. С обретением внутренней творческой независимости художник
стал создавать работы, в которых поэтика абстрактных образов была тесно связана с мотивами, навеянными реальностью. Последующие годы Никола де Сталь жил в
Ницце, где познакомился с Жаном Арпом, Соней и Робером Делоне. Под их влиянием де Сталь обратился к абстрактному искусству и,
уже пережив прежде влияние Сезанна, Матисса, Пикассо, Сутина, вполне самостоятельно синтезировал теперь выразительную нефигуративную
манеру, параллельную поискам американского абстрактного экспрессионизма и французского ташизма. В 1943 он вернулся в Париж,
где познакомился с Жоржем Браком, в 1944 выставлялся вместе с Василием Кандинским в галерее Жанны Бюше, на следующий год там состоялась его
персональная экспозиция. Абстрактные композиции художника тех лет выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой
линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные
пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса ("Композиция", 1949, Париж, Национальный музей
современного искусства; "Тяжкая жизнь", 1946, частное собрание). Около 1949 года композиции де Сталя уподобляются массивной стене,
выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем ("Праздничный день", 1949, Париж, частное собрание; "Композиция", 1950,
Лондон, галерея Тейт; "Композиция", 1951, частное собрание). В картине "Крыши Парижа" (1952, Париж, Музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в
определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками
("Музыканты", 1953, Париж, Музей современного искусства; "Большая оранжевая обнаженная", 1953, Париж, частное собрание; "Коллаж на зеленом фоне", 1953,
Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ ("Агридженто", 1953, Цюрих, Кунстхаус).
В 1948 де Сталь подружился с живущим в Париже художником немецкого происхождения Джонни Фридлендером.
В начале 1950-х годов к де Сталю приходит известность в США и Великобритании, он иллюстрирует книги стихов Рене Шара (1951), Пьера Лекюира (1954). Его палитра светлеет, он частично
возвращается к фигуративности. Творческий путь художника Никола де Сталь уместился в пятнадцать лет, при этом его творческое наследие составило свыше 1000 работ.
Картина Никола де Сталь "Красные бутылки".
Богатством фактуры и цвета фон сопоставим с изображением сосудов, словно плавающих в его драгоценной мерцающей субстанции. Есть что-то вневременное в этом натюрморте, исполненном совершенного покоя - в равновесии абстрактного и изобразительного мотивов. Художник словно управляет напряженным взаимодействием разных но интенсивности пятен красного, вибрирующих, взаимопроникающих сквозь стенки сосудов. Изысканная тональная гамма картин
де Сталя - источник их лирического звучания. Излюбленными темами фигуративных
композиций зрелого периода творчества де Сталя являются музыканты, атлеты,
обнаженная натура и натюрморты. В 1953 де Сталь переживает тяжелый нервный кризис и
укрывается на юге Франции, где неожиданно кончает самоубийством, выбросившись из
окна своей мастерской. Вскоре после создания этого натюрморта в Антибе, 16 марта
1955 года де Сталь покончил с собой. После самоубийства художника его
творчество, преодолевшее антиномию абстракции — фигуративности, получило широкое
признание. |
|
|
|
|
|