|
|
|
|
|
Пьер-Анри де Валансьен
(Pierre-Henri de Valencienne) (1750-1819)
Французский художник-пейзажист, ученик Клода Верне, Пьер де Валансьен, работал тем же способом, был также плодовит (по крайней мере это можно определенно утверждать
о его втором путешествии в Италию в 1780 году), и большое собрание его набросков, хранящееся в Лувре, свидетельствует о пристальном
изучении видов римской Кампаньи и самого Вечного города. У Пьера-Анри де Валансьена можно найти и несколько вариантов одного и того же мотива
с меняющимися эффектами освещения и погодных условий, и этот исследовательский подход
художника оказал заметное влияние на |
|
|
|
|
его последователей в XIX столетии. Вид сада в Люксембургском дворце, написанный Жаком Луи Давидом
во время пребывания художника там в заключении в 1794 году, не имеет очевидной связи с данной традицией, но она вне всяких сомнений была
широко укоренена в среде парижских художников.
В зрелый период творчества картины Валансьена резко отличались от работ всех предшествующих
пейзажистов. Целью художника стало не столько протокольное воспроизведение пейзажа,
сколько его эмоциональная характеристика. Валансьен уже понял, что небо — это главный
элемент в выразительных средствах художника, а также неотъемлемая часть любой из
предлагаемых природой "сценических площадок", поскольку небом определялся свет,
а все остальное оказывалось уже вторичным. Мотив неба, который прежде избирался
только для воплощения его нематериальной сущности, отныне трактовался при разных
условиях освещенности и погоды. Сама природа диктовала теперь вариации на
собственную тему. Верность, с какой Пьер де Валансьен следовал природе, постигая
и ее ясность, и ее тайну, придает его наброскам проникновенное звучание,
сопоставимое лишь с камерной музыкой того времени. |
|
|
|
|
|