|
|
|
|
|
Виже-Лебрен Элизабет
(Vigee-Lebrun Elisabeth) (1755—1842)
Французская художница, мастер портретного жанра, представительница
сентименталистского направления в классицизме. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16
апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Училась у отца,
писавшего пастельные портреты, а также у Г.Бриара, занималась в луврской галерее
копированием картин известных художников и пользовалась советами Дуайена, Грёза
и Жозефа Верне. В 1776 году Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрена,
художника, гравера и торговца картинами. Дела мужа, на вид блестящие, в
действительности оказались расстроенными, и Жан Лебрен повел за счет
жены-портретистки открытую жизнь, отбирая у нее все ее заработки и предоставляя
Элизабет Виже-Лебрен взамен полную свободу поведения. В отсутствии супружеского
счастья, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей,
старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела достаточную
известность в парижских аристократических кругах. В конечном итоге Виже-Лебрен
была приглашена в Версаль писать королеву. Мария-Антуанетта очень высоко оценила
работу художницы и засыпала ее дополнительными заказами. Кроме того,
Мария-Антуанетта присвоила Виже-Лебрен титул своей первой портретистки, часто брала
художницу с собой на прогулки, исполняла с ней дуэты, и стала практически ее
другом. В 1783 году королева оказала, со своей стороны, определенное давление
на французские художественные круги с тем, чтобы Виже-Лебрен была благополучно
избрана в члены Королевской Академии искусства. Первые признаки готовившейся
вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Портретистка
отправилась в Италию, где ее встречали повсюду с триумфом, а болонская и
пармская академии живописи избрали Виже-Лебрен в свои члены. Из Италии
Виже-Лебрен перебралась в Вену и пробыла там с 1793 по 1795 год, а затем, |
|
|
|
|
через Прагу, Дрезден и Берлин, направилась в Петербург, куда и прибыла летом
1795 года. Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же
энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители
искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили
заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии
художеств вручали художнице членские дипломы. В Петербурге Виже-Лебрен провела 6
лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В России художницей
написаны портреты императрицы Марии Федоровны, цесаревны Елизаветы Алексеевны,
великих княжен, дочерей Павла I, Александры и Елены, Станислава Понятовского,
графа Толстого, представителей семьи Строгановых и многих других лиц. В 1800
году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии
художеств. В 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго, и, пустившись
снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно
вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где,
окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей
старости. Виже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de
ma vie», опубликованные во Франции в 1835—1837 годах, российская часть которых
«Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в
1795—1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была
переведена и опубликована в России. Любимая портретистка европейского
дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала
классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией
сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. По списку,
составленному самой художницей, из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин
исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Сдержанная, чуть
приукрашенная манера портретирования заслуженно принесла Виже-Лебрен европейскую
популярность. Достоинства произведений Виже-Лебрен, в особенности портретных, составляют изящный и вполне
правильный рисунок, приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма.
Картина Мари-Луизы Элизабет Виже-Лебрен "Автопортрет с палитрой".
Художница с кистью в руке сидит перед холстом, работая над одним из тех портретов, которые сделали ее знаменитой; в другой руке она держит несколько кисточек и палитру. На общем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий
талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик одной из кистей. Виже-Лебрен
славилась своей красотой и остроумием. Спокойный взор и обворожительная улыбка
дают некоторое представление о незаурядной индивидуальности художницы. Хотя во
время написания портрета Виже-Лебрен было тридцать пять лет, она несколько
идеализирует свой облик, представляя себя в расцвете юности.
Скончалась Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене. |
|
|
|
|
|