|
|
|
Энсор Джеймс (Ensor James) (1860-1949)
Бельгийский живописец и график. С 1877 учился в Академии художеств в Антверпене, с 1881 жил в Остенде. В ранний период
творчества Энсор писал навеянные фламандской живописью XVII века и
произведениями Гюстава Курбе бытовые сцены (“Мальчик с лампой”, 1880, Музей
современного искусства, Брюссель; “Завтрак с устрицами”, 1882, Королевский музей
изящных искусств, Антверпен), затем перешел к символико-фантастическим,
кричаще-ярким по колориту композициям с изображениями масок, пляшущих скелетов и
т.п., в которых острая ирония и гротеск, сатира на пошлость окружающего мира
сочетаются со зловещей пародией на жизнь человечества (“Въезд Христа в
Брюссель”, 1888, Музей Энсора, Остенде). Энсор выполнил также ряд многофигурных
офортов, полных драматизма и беспокойного движения (“Собор”, 1886; “Смерть,
преследующая человеческое стадо”, 1896).
Картина Джеймса Энсора “Скелеты, сражающиеся за тело повешенного”.
Два скелета сражаются за тело повешенного, помещенное в центре композиции.
Странные фигуры, столпившиеся в дверных проемах по обеим сторонам, сочувственно
обратили лица-маски к происходящему. Мы приглашены с изумлением созерцать этот
фантастический и чудовипщый спектакль. Гротескная сцена символизирует царство
абсурда и хаоса, отвечая мироощущению художника, его трагическому чувству бытия.
Драматический характер живописи Энсора, ее мощное эмоциональное воздействие
импонировали немецким художникам-экспрессионистам. Энсор оказал очень большое
влияние на творчество Эмиля Нольде, посетившего его в 1911 году. Маски, скелеты,
отвратительные фигуры-призраки постоянно присутствуют в произведениях Энсора.
Большинство его живописных и графических работ откровенно сатиричны, исполнены
хлесткого и горького юмора. Англичанин по происхождению, Энсор жил в Остенде в
полном уединении. В 1929 году художник принял бельгийское гражданство. |
|