|
|
|
Госсарт Ян (Gossaert Jan) (около 1478–1480 – между 1533 и 1536)
Нидерландский живописец (Gossaert; прозвище – ван Мабюзе, van Mabuse, т.е. из Мобёжа, ныне во Франции).
Учился в Брюгге, работал в Антверпене, Утрехте, Мидделбурге и других городах, в
1508-1509 посетил Италию. В 1527 году Госсарт вместе с Лукасом ван
Лейденом совершил путешествие по Фландрии. Родоначальник романизма в нидерландской живописи
16
века, Госсарт стремился освоить достижения итальянского Возрождения в
композиции, анатомии, перспективе: обращаясь к античным и библейским сюжетам,
часто изображал обнаженные фигуры на фоне античной архитектуры или в природном
окружении, переданным с типичной для нидерландского искусства тщательной и
предметной детализацией (“Адам и Ева”, “Нептун и Амфитрита”, 1516, – оба в
Картинной галерее, Берлин; “Даная”, 1527, Старая пинакотека, Мюнхен).
Художественным традициям нидерландской школы наиболее близки портреты Яна Госсарта
(диптих с изображением канцлера Жана Каронделе, 1517, Лувр, Париж).
Картина Госсарта Яна Мабюзе “Святой Лука, пишущий образ Мадонны”.
Святой Лука стоит за аналоем в церкви и рисует Мадонну с младенцем; его руку
направляет ангел. Госсарт был одним из первых фламандских живописцев, посетивших
Италию. Влияние этого путешествия ясно видно во вдохновленной Ренессансом
архитектуре, в том, что свет имеет определенный источник (а именно, сияние,
окружающее Мадонну), и в тяжелых, скульптурных объемах фигур. Тем не менее,
традиция северной живописи чувствуется в характере драпировок, ложащихся
складками совершенно на фламандский манер, в неловкости позы коленопреклоненного
святого. Госсарт принадлежал к группе нидерландских художников, прозванных
романистами, которые желали следовать идеалам Высокого итальянского Возрождения,
но были скованы традиционным фламандским натурализмом и кропотливой техникой
живописи. Хотя художник заимствовал позы и детали, дух классики ускользнул от
него. |
|
|
|