|
|
Халс ФрансИскусство Нидерландов Художник Франс Халс |
|
|
|
|
|
Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585-1666)
Голландский живописец. Учился в 1600-1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме. Ранним портретам
(“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса,
Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622,
Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”,
“Евангелист Матфей”, около 1623-1625, - оба в Музее западного и восточного
искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита , четкая моделировка
форм с помощью плотных мазков. К конца 1620-х годов складывается зрелое
мастерство художника Франса Халса. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс
создает целую галерею типов нидерландского общества - от офицерства и богатых
бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625-1636, Государственный музей,
Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением
неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей
изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея,
Берлин-Далем, - все около 1630). Живописная манера Халса обретает к этому
времени необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными
раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую
индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно
выхваченного момента жизни. В этот же период Халс напряженно работает над
популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную
непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет
стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса). С 1640-х годов
психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите
начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты
госпиталя Святой Елизаветы”, |
|
Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж |
|
|
1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма,
1645, Национальная галерея, Прага). В
поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных
и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной
одежде”, около 1650-1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко
появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для
престарелых”, 1664, Музей Франса Халса).
В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса
и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи
17 века - Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.
Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”.
Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей
энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру
импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление
живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы
выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее
всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены
Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп
представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную
силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII
века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему
быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и
выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения
в личность модели у его современника Рембрандта.
Творчество Франса Хальса → |
|
|
|
|