|
|
|
Хонтхорст Геррит ван (Gerrit van Honthorst) (1590-1656)
Хонтхорст Геррит или Герард (прозвище Герардо делла Нотте,
Gherardo della Notte, “Ночной Герард”), голландский живописец и
рисовальщик. Учился в Утрехте у А.Блумарта, в 1610 или 1612-1620 работал в
Италии, где испытал влияние Караваджо, затем - в Утрехте и Гааге. Мастер так
называемого утрехтского караваджизма, Хонтхорст писал интимные жанровые сцены и
трактованные в бытовом духе библейские композиции, построенные на эффектах
искусственного ночного освещения и отличающиеся изысканным колоритом, мягкостью
светотеневых контрастов (“Поклонение пастухов”, 1622, Музей
Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн; “Концерт”, 1624, Лувр, Париж; “Музыкант”,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картина Геррита ван Хонтхорста “Концерт”.
Музыкальные шалости и веселые шутки выплескиваются, льются через край этого
изображения лирического празднества. Увиденная как бы снизу, группа женщин в
окне поет, аккомпанируя себе на лютнях. Красные занавеси и яркое освещение
подразумевают обстановку театрального представления, поддержанную богатством и
разноцветном тканей, и перьев в костюмах персонажей. Во время пребывания в Риме
в начале творческого пути Хонтхорст испытал влияние Караваджо, который в своих
картинах использовал сильное кьяроскуро с одним источником интенсивного света и
глубокими тенями. Сюжеты вроде "Концерта" были популярны у Караваджо и его
последователей, и ночные сцены Хонтхорста так понравились в Италии, что он даже
получил прозвище Герард (Ночной). По возвращенин в Утрехт художник способствовал
становлению традиции такого живописного стиля, а во время поездок в Англию писал
портреты Карла I и его жены, Генриетты Марии. Позднее его живопись вновь
претерпела изменения, так как он стал следовать манере Антониса ван Дейка. |
|
Сводня, 1625 Городской музей, Утрехт |
|
|