|
|
Лейден Лукас ванИскусство Нидерландов Лука Лейденский |
|
|
|
|
|
Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden) (1489 или 1494-1533)
Лукас ван Лейден, по прозвищу Лука Лейденский, нидерландский живописец и гравер эпохи Возрождения.
Учился у своего отца - Хуго Якопса и К.Энгелбректса. Работал в Лейдене; в 1521-1522 посетил Антверпен, в
1527 - Мидделбург. В ранний период творчества Лука Лейденский работал как мастер
резцовой гравюры на меди (“Магомет и монах Сергий”, 1508), позже обращался к
офорту и ксилографии, испытал влияние Альбрехта Дюрера. В своих картинах художник Лука
Лейденский стремился сочетать правдивость и точность передачи отдельных фигур и
деталей с созданием целостной, жизненно-выразительной сцены, с ощущением жизни
как сложного, динамичного и противоречивого явления. Глубокий интерес к
человеческой индивидуальности, поиски психологической выразительности образов
придают им черты эмоциональной напряженности и внутренней взволнованности
(“Святой Антоний”, 1511, Музей старинного искусства, Брюссель). Гравюрам Луки
Лейденского свойственен точный выразительный, несколько нервный рисунок
(“Коровница”, гравюра на меди, 1510). Лука Лейденский писал жанровые сцены
(“Игра в шахматы”, около 1510, Картинная галерея, Берлин-Далем), |
|
|
|
замечательные по
жизненной свежести портреты (автопортрет, около 1514, Музей герцога Ульриха, Брауншвейг). Присущие искусству Луки Лейденского элементы
карнавальности, красочность, жизнелюбивая искренность проявились и в его позднем
творчестве, когда он обращался к приемам романизма (“Исцеление иерихонского
слепца”, 1531, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Картина Лукаса ван Лейдена “Игроки в карты”.
Группа мужчин и женщин, одетых в модные фетровые шляпы и красочные платья, сидит
вокруг стола за карточной игрой. Другие безучастно наблюдают или проявляют более
активный интерес к происходящему. Эта очаровательная картина с ее богатством
ярких цветов и продуманной композицией свежа и привлекательна. Превосходный
рисовальщик, ван Лейден любил изображать занимательные сцены из повседневной
жизни. В возрасте девяти лет он выучился живописи по стеклу, а всего год спустя
стал профессиональным гравером. Считается, что его учителем был отец, однако все
работы отца утрачены. Ван Лейден вместе с Мабюзе совершил путешествие по
Фландрии, устраивая банкеты в честь местных живописцев; он также побывал в
Италии. В его многочисленных гравюрах на дереве и металле можно заметить влияние
Альбрехта Дюрера. Считается, что ван Лейден первым начал использовать для
офортов медь вместо железа. |
|
|
|
|