|
|
Скорел Ян ванИскусство Нидерландов Ян ван Скорел |
|
|
|
|
|
Скорел Ян ван (Jan van Scorel) (1495-1562)
Нидерландский живописец. Получил разностороннее гуманистическое образование, живописи учился у Яна Госсарта в
Утрехте; в 1518-1524 путешествовал по Германии, Италии (был хранителем античных
памятников Бельведера в Риме), Швейцарии, Палестине. С 1525 Скорел - каноник
церкви в Утрехте. Один из ведущих мастеров романизма, Скорел привнес в
нидерландскую живопись замеченные им у художников венецианской школы свежесть
богатого оттенками колорита, умелую передачу солнечного освещения, поэтичные
пейзажные фоны (“Въезд Христа в Иерусалим”, Центральный музей, Утрехт; “Мария
Магдалина”, Государственный музей, Амстердам). Скорел писал также
проникновенно-лирические портреты в духе ранненидерландской живописи (портрет
Агаты ван Схонховен, 1529, Галерея Дориа, Рим) и оригинальные по замыслу и
композиции групповые портреты (“Паломники в Иерусалим”, Центральный музей,
Утрехт, и Музей Франса Халса, Харлем).
Картина Яна ван Скорела “Адам и Ева”.
Застывшие наподобие статуй фигуры Адама и Евы, заключенные в раму из деревьев с
пышными кронами, и |
|
|
|
ландшафт, где
вьющаяся по равнине река прокладывает путь вдаль, господствуют в этом
изображении райского сада. Скорел много путешествовал, и стиль его живописи
синтезировал тонкость его нидерландских предшественников с реализмом форм
итальянского искусства. Откровенная, смелая обнаженность и весомость объемов
фигур, охваченных твердым, уверенным контуром, типичны для религиозной живописи
Скорела и обнаруживают влияние мастеров итальянского Ренессанса Микеланджело и
Рафаэля, которых художник знал, когда жил в Риме. Его укорененность в традиции
североевропейской живописи позволила ему изобразить пейзаж с большим чувством и
наполнить его восхитительными, очаровательными подробностями, такими как
маленькие зверюшки на первом плане. В середине XVI века известность Скорела была
так велика, что ему заказали реставрацию великого Гентского алтаря Яна ван Эйка. |
|
|
|
|