Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли
отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.
Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и
особенно Микеланджело. Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек — церквей, палаццо,
вилл — новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа.
Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием
криволинейных очертаний. Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное
воздействие последнего. Свободно используя античные ордерные формы, они усиливают пластичность и живописность общего, решения.
Особое внимание уделяется разработке типа храма, в котором уже с конца 16 века нарастают черты барокко. Сложен но построению пронизанный
движением фасад церкви иезуитского ордена — Иль Джезу (1568—1584, Джакомо Виньола; фасад — 1575, Джакомо делла Порта). Неравномерное
вертикальное членение стен сдвоенными пилястрами усиливает их пластичность, а концентрация ордерных элементов к центру подчеркивает
направление движения. Полукруглый фронтон, вынесенный над входным порталом первого этажа, и мощные декоративные волюты второго этажа
связывают оба этажа, вызывая впечатление целостности фасада, динамичности и повышенной эмоциональности. Активизируется и внутреннее
пространство храма, расширяется и выделяется центральный неф. Мощные профилированные карнизы, уводящие взгляд вглубь, создают движение
к алтарю и центральному куполу. В 17 веке архитектурные формы становятся еще динамичнее и напряженнее.
История зарубежного искусства → |