Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в
творчестве Франческо Борромини (1599—1667). Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и
плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит
план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634—1667). Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной
колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают
равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают
напряженный динамизм здания, созданного зодчим Борромини.
Дворцы и виллы. Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного
корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо
Барберини в Риме). Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла д'Эсте
в Тиволи). Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами,
скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к
природе, который проявляли ученые-естествоиспытатели 17 века.
Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства.
Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные
очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций.
Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту
Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно
застроенных зданиями.
Многочисленные обелиски и фонтаны завершили площади, организуя пространство уходящими ввысь строгими вертикалями монументов, динамикой
падающей воды, разнообразием и богатством пластических форм, неистощимой выдумкой композиционных построений. К наиболее совершенным
созданиям такого типа относятся фонтаны «Четыре реки» на площади Навона и фонтан «Тритон» на площади Барберини, исполненные Бернини.
История зарубежного искусства → |