В середине 1750-х годов стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и
усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего
сказалось в архитектуре. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой
архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие
вертикальных и горизонтальных членений. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 году Помпей с богатейшими
художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались
новые взгляды на греческую архитектуру. Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Академия пыталась возглавить
зарождавшееся движение. Классицизм становился модным при дворе.
Габриэль. К переходной поре в развитии классицизма относится творчество Жака-Анжа Габриэля (1699—1782) — выразителя
просветительских идеалов. Переосмысливая традиции архитектуры 17 столетия в соответствии с завоеваниями 18 века, Габриэль стремился приблизить
ее к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер
и орнаментику. В то же время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с разрешением новых задач ансамбля.
Развитие капиталистических отношений ставило задачи перестройки стихийно возникших, хаотических средневековых городов, устройства
новых кварталов и площадей, рынков, торговых и общественных зданий. Преддверие резиденции короля — замкнутая площадь превращалась
теперь в средоточие городской жизни, в узел основных магистралей района.
В середине 18 века Габриэль проектировал в Париже площадь Людовика XVI (теперь — площадь Согласия); ее создание положило начало
формированию центрального ансамбля. Это первый пример открытой площади с обширным свободным пространством, которая стала характерной
для городов нового времени. Габриэль воздействует пафосом организованного пространства городского пейзажа с динамичными перспективами
уличных магистралей. Прямоугольная площадь Согласия разбита на пустыре па берегу Сены между массивом зеленых садов Тюильри и
Елисейскими полями. К площади ведут три луча аллей, связывающих ее с городом. С двух сторон она переходит в массивы зелени, с третьей
— в гладь реки и только с одной стороны застроена двумя административными зданиями Военного и Военно-Морского министерств. Их
архитектура находится в соответствии с общим ансамблем: развернутые по горизонтали фасады решены в виде двух ординарных колоннад
коринфского стиля, опирающихся на аркаду с тонкими рустованными пилонами. Оба здания превращены в крылья проходящей между ними и
доминирующей над ними Королевской улицы, образующей ось площади и впоследствии замкнутой компактным портиком церкви Мадлен.
Разработанный Габриэлем принцип объемно-пространственного построения площади получил дальнейшее развитие в архитектуре зрелого
классицизма, наметил путь развития французского градостроительства. По сравнению с архитектурой классицизма 17 века (Клод Перро) здания
Габриэля отличаются большим изяществом и утонченностью.
По-новому решил Габриэль тему загородного дворца. Его Малый Трианон (1762—1768) в Версальском парке — одна из первых построек в стиле
классицизма второй половины 18 века. Это не дворец, а скорее загородный особняк с классическим портиком, объединяющим два этажа. Строгий
по геометрически члененным архитектурным формам, гармоничный в пропорциях и ясном замедленном ритме прямых линий, Малый Трианон
одновременно прост, интимен и параден. Изысканный в деталях, свободно стоящий и органично связанный с пространственной пейзажной средой
окружающего парка, он словно ориентируется на «естественного человека». Пространственная композиция Трианона подчеркнута
самостоятельным значением каждой стороны фасада, низкими парапетами, образующими крылья здания, и четырьмя лестницами, сгруппированными
попарно. Все это придает черты монументальности зданию небольшого размера, одному из совершеннейших сооружений французской архитектуры 18 века.
Архитектура 1760—1770-х годов не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное
значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе, с укромными уголками,
рощами и прудами, с небольшими беседками, называемыми «храмами дружбы».
Суфло. В зодчестве предреволюционных десятилетий преобладали общественные сооружения. В Париже, Бордо, Безансоне строились
театры, рассчитанные на широкий круг зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени —
Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Задуманный как церковь святой Женевьевы, считавшейся покровительницей
Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 году превращен в Пантеон — некрополь великим людям Франции.
Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами. Главный фасад подчеркнут
шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс
от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими
горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые
опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической
орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.
История зарубежного искусства → |