На протяжении второй половины 19 века все резче обозначается расхождение путей
развития изобразительного искусства и архитектуры. Поглощаемая техническими и
конструктивными задачами, архитектура сохраняет лишь внешние формы,
заимствованные из прошедших стилей всех времен и народов. Дольше других
удерживалась мода на стилизацию под средневековую романскую и византийскую
архитектуру. Это увлечение сменилось подражанием ренессансной ордерной системе.
И все же именно с техническим прогрессом были связаны настоящие оригинальные
художественные ценности, созданные в области строительства. К их числу прежде
всего нужно отнести знаменитый своим грандиозным размахом висячий Бруклинский
мост (Манхаттан — Бруклин) в Нью-Йорке (1869—1883), сооруженный инженерами
Джоном Огастесом и его сыном Вашингтоном Рёблингами. Открытый в 1884 году, этот
мост четким стремительным ритмом, блестящим использованием новых материалов
предвосхищал дерзновенный порыв строительного дела в следующий период развития США.
Что касается широкого применения каркасной системы, металлических конструкций бетона и железобетона в архитектуре конца 19 века, то
это привело к созданию специфического типа американского сооружения — небоскреба, изменившего облик крупнейших городов США — Нью-Йорка
и Чикаго (также сооружения Луиса Салливэна — высотные здания и небоскребы — Гаранти Траст Билдинг, 1894-1899, Буффало; Уэйнрайт Билдинг, 1890-1897, Сент-Луис). Их бессистемная застройка, разномасштабность зданий вызывают противоречивое ощущение: человеческим чувствам противопоставлен
мир чудовищно разросшегося, поглотившего все живое гигантского города.
Чикаго — родина первых небоскребов. После пожара 1871 Чикаго стал отстраиваться заново, и в 1885 было возведено первое в мире высотное здание.
Чикагские небоскребы, уже в конце 19 века поражавшие своей конструкцией, дали название одному из направлений архитектуры — Чикагской школе (Луис Салливэн, Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ).
История зарубежного искусства → |