Пятивековой турецкий гнет, утвердившийся в 1393 году после завоевания Болгарского царства
Османской империей, отрицательно сказался на развитии болгарской культуры. И все же, вопреки всем трудностям, болгарский народ
сохранил национальные традиции своей культуры. Она способствовала формированию самосознания, развитию борьбы за независимость,
усилившейся в 19 веке. Начальный период ее, связанный с движением за религиозную независимость, получил название национального
Возрождения и характеризуется строительством церквей и монастырей.
Высоко в Родопских горах, в живописном ущелье расположен Рильский монастырь, один из центров культуры и просвещения. Он был основан
еще в 10 веке. От старых построек сохранилась лишь каменная башня «Хреля» (1335). Жилые корпуса (1833—1834), образующие в плане
пятиугольник и храм Рождества Богородицы (1834—1860), составляют единый красочный ансамбль. Стены главной церкви Рильского монастыря снаружи и внутри
расписаны яркими фресками на сюжеты из священного писания. В сценах «Страшного суда» в аду среди грешников изображены богатеи
(чорбаджии) в национальных костюмах. В отдельные композиции введены детали природы, быта болгарского крестьянства, рядом с небожителями
размещены портреты дарителей. Вслед за портретными изображениями, включенными
болгарскими иконописцами в церковные росписи, появились первые светские портреты.
Доспевский. К портретному жанру обратился Станислав Доспевский (настоящее имя и фамилия Зафир Зограф) (1823—1877), получивший образование в Москве, а затем в
Петербургской Академии художеств. Изображая своих современников, Доспевский раскрывал в их образах типичные черты передовых людей того времени:
стремление к знаниям, энергию, волю, убежденность. Таковы портреты археолога Захариева, жены художника (обе
картины — София, Национальная
художественная галерея). Не порывая окончательно с церковным искусством, Доспевский в своих произведениях не смог преодолеть скованность и застылость.
Павлович. Основоположником исторической живописи в Болгарии был Николай Павлович (1835—1894). Обращаясь к времени независимого
Болгарского царства, Павлович своими произведениями способствовал воспитанию чувства патриотизма в болгарском народе. Для более
широкого распространения своих картин он переводил их в литографии. Тесная связь болгарских художников с революционным освободительным
движением сообщила их творениям значительность, а обращение к народу обусловило реалистический характер их искусства.
После освобождения Болгарии от турецкого ига в результате победы русских в войне с турками в 1877—1878 годах наступает новый исторический
период ее развития. Болгария превращается в капиталистическую страну. В Софии и других городах развертывается гражданское строительство.
Организуется рисовальное училище (1896). Укрепляются реалистические и демократические тенденции в болгарской культуре. Крестьянская
тема становится главной в литературе и искусстве. Видное место она занимает в творчестве выдающихся живописцев этого времени —
Мырквички и Вешина. Оба они по происхождению чехи, но Болгария стала для них второй родиной.
Мырквичка. С теплотой и правдивостью писал сцены шумных красочных базаров, народных обрядов Иван Мырквичка (1856—1938).
В картине «Рученица» (1894, София, Национальная художественная галерея) Мырквичка изобразил собравшихся в корчме крестьян, из которых двое
увлеченно танцуют народный танец — рученицу. Верно схвачены характеры, типы людей; пристальное внимание к их внутреннему миру, точное
и любовное воспроизведение oкружающей обстановки сближают это произведение с работами русских художников-передвижников.
Вешин. Ноты социального обличения ясно звучат в творчестве Ярослава Вешина (1860—1915), особенно при разработке крестьянской
темы. Значителен вклад художника в европейскую батальную живопись. В картине «Отступление турок при Люле-Бургасе» (1913, София,
Национальная художественная галерея) Вешин показывает войну как народное бедствие. Победоносно завершенная атака болгарских войск при
Люле-Бургасе изображена Вешиным на дальнем плане, а на переднем — в грязи и лужах — трупы убитых, раненые, страдающие люди, брошенные
кони и орудия — суровая правда войны.
Ангелов. Крестьянская тема составляла основу творчества Ивана Ангелова (псевдоним И.А. Стоянов) (1864—1924), который создал поэтичные картины о
крестьянском труде — «Жатва в Чепинском» (1905, София, Национальная художественная галерея). Традиции реализма сохранились в
болгарском искусстве первой трети 20 века в творчестве Христо Станчева и ряда других мастеров.
История зарубежного искусства → |