Специфика искусства нового времени в странах Центральной и Юго-Восточной Европы (Польше,
Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии) определилась теми особенностями их политического и экономического
развития, которые были связаны с процессом формирования буржуазных наций.
Несмотря на своеобразные пути развития каждой из этих стран, есть ряд черт, сближающих их культуру и искусство. В 19 веке все
страны Центральной и Юго-Восточной Европы
переживают высокий подъем национально-освободительной борьбы. В Болгарии и Румынии эта борьба завершилась образованием национальных
независимых государств, в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии национальное освобождение в 19 веке так и не было достигнуто. Но независимо
от результатов борьбы культура и искусство этих стран сыграли громадную роль в формировании национального самосознания народов,
поднявшихся против иноземного гнета. Основоположники новой культуры и искусства стремились подчеркнуть ее национальные основы, интерес
к историческому прошлому, к народным характерам и обычаям, к фольклору, к родной природе.
Многовековой гнет иноземных завоевателей затормозил развитие искусства этих стран. В Болгарии и Румынии вплоть до 19 века
господствовало религиозное искусство; формирование светского же протекало на протяжении первой половины века с огромными трудностями,
вызванными резким переходом к реализму нового времени. В Венгрии, Чехии, Польше уже в начале 19 века были созданы значительные произведения живописи и графики.
Расцвет реализма в этих странах приходится на 70—80-е годы 19 века, когда в искусстве стран
Центральной и Юго-Восточной Европы утверждаются принципы демократизма, в ряде случаев близкие критическому реализму русского искусства.
На основе национального реалистического наследия этих стран сформировалось
впоследствии передовое искусство стран социализма.
История зарубежного искусства → |