Прочную и давнюю реалистическую традицию, но почти прерванную годами широкого
распространения экспрессионизма и «новой вещественности» (или «магического
реализма» — модернистического направления,
получившего развитие в нацистской Германии), имеют художники ГДР. Их важнейшей задачей после установления народной власти стала борьба
за искоренение пережитков фашизма и в сознании вступивших на путь строительства социализма жителей Восточной Германии.
Немецкие художники воздвигают памятники жертвам фашизма, борцам за свободу Германии. Один из самых значительных — «Памятник борцам
Сопротивления фашизму в Бухенвальде» (1952—1958) Фрица Кремера (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР. У подножия высокой
башни-колокольни установлена скульптурная группа — это узники концентрационного лагеря, герои Сопротивления, изможденные телом, но не сломленные духом.
Как призыв к отмщению, как предупреждение грядущим поколениям воспринимаются их трагические образы, полные решимости и мужества.
Политическая насыщенность отличает графику в изобразительном искусстве Восточной Германии, в которой были сильны экспрессионистические тенденции. Освобождаясь от болезненного
надлома, немецкие художники и графики 20 столетия создают произведения оптимистического звучания. Таковы рисунки художника и графика Макса Лингнера (Max Lingner) (1888—1959), поздние
произведения художницы Леа Грундиг (Lea Grundig) (1906—1979), активных борцов-антифашистов, развивающих лучшие традиции прогрессивной графики.
Лингнеру принадлежит одна из значительных монументальных росписей — двадцатипятиметровый фриз Дома министерства в Берлине. В
композиции «Крестьянская война» (1952—1955), обратившись к исторической теме, художник сумел дать обобщающий образ великой эпопеи
немецкого народа, сочетая эмоциональное напряжение и правду истории с лаконичной конкретной формой выражения.
Все больший размах приобретает в культуре Восточной Германии монументальное искусство. Решение проблемы синтеза архитектуры, живописи и скульптуры находит
воплощение в ряде новых ансамблей, созданных в 1960-е годы в Берлине, Дрездене и других городах. Университет имени Гумбольдта в Берлине,
Дворец культуры в Дрездене с замечательной фреской Герхардта Бондцина (р. 1930) «Путь красного знамени» на фасаде здания.
Неразрывно был связан своей деятельностью с коммунистической партией Отто Нагель (Otto Nagel) (1894—1967), один из инициаторов вместе с Кете
Кольвиц установления дружеских связей с художниками Советского Союза в 1920-е годы. Организатор Выставки немецкого искусства в СССР в
1924—1925 годах, Отто Нагель стал почетным членом Академии художеств СССР.
Художником созданы образы трудящихся свободной Германии: «Новая учительница»,
«Молодой строитель-каменщик» (1950), с просветленными открытыми лицами, спокойными уверенными взглядами.
Современная тема преобладает в творчестве художника Рудольфа Бергандера (Rudolf Bergander) (1909—1970), который также является автором серии картин реалистического плана с
использованием откровенной обнаженной натуры свободных женщин Восточной Германии. Светлые, чистые образы молодежи
Восточной Германии с ее разнообразными интересами создает Вальтер Вомака (Walter Womacka) (р. 1925).
Картины «Девочка с голубем» (1957), «На пляже» (1962) художник наполняет красочными гармониями, звучными и напряженными.
Значителен вклад в развитие немецкой графики ровесника Великого Октября Вернера Клемке (р. 1917), почетного члена Академии художеств
СССР, создателя проникновенного образа Владимира Ульянова-Ленина к поэме Маяковского.
История зарубежного искусства → |