Особенности средневекового искусства Западной и Центральной Европы определялись
своеобразием процесса формирования феодального общества на территории бывшей Западной Римской империи. Он протекал иным путем,
чем на Востоке. Гибель рабовладельческого строя была ускорена нашествием в конце 4 века варварских племен (вестготов, гуннов и др.),
переживавших феодализацию свободной сельской общины. Попытки создания «варварских королевств» в 5—10 веках (государство франков,
империя Каролингов, Оттоновская империя) не привели к образованию централизованных государств, как в Византии. Западная империя
распалась на экономически и политически самостоятельные феоды. Культура и искусство пришли в упадок, но лишь на непродолжительное время.
Утверждение феодальной формации в западноевропейском обществе в начале второго тысячелетия вызвало подъем художественной культуры.
Перспективность средневековой культуры Западной Европы определялась тем, что варвары «омолодили» Европу. Это обновление свершили
«не их специфические национальные особенности, а просто их варварство, их родовой строй» Они сумели сохранить и перенести в феодальное
государство осколок родового строя в форме сельских общин. Даже в условиях жесточайшего крепостничества они утвердили более мягкую
по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, укрепили локальную сплоченность и способность к сопротивлению феодальному гнету,
что привело к постепенному освобождению крепостных крестьян как класса. Появление чувства социальной общности сопровождалось в
средние века ростом чувства независимости, сознания права сильного, которые завоевывались личным мужеством и отвагой. Раздробленность
феодального общества, самостоятельность рыцарей, их беспримерная отвага пробуждали дух независимости, который в дальнейшем в новых
условиях общественной жизни стал основой развития индивидуализма. Разграничение светской и духовной власти, рост
вольных городов и освободительной борьбы народа создавали условия для развития светской культуры и усиления роли личности, ее
самосознания.
В эпоху переселения народов и образования варварских государств (франков, вестготов, остготов, кельтов и др.) в Западной и Центральной
Европе совершался сложный процесс взаимопроникновения культур античной и варварских народов, находившихся в стадии разложения
первобытнообщинного строя. В отличие от античной основы византийского искусства в искусстве Западной и Центральной Европы с 5 века
на первый план выступили наделенные первозданной силой «варварские» элементы: образы фольклорной традиции племен, разрушивших
дряхлеющий Рим. Исполненные экспрессии и острой наивной выразительности, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей,
различных чудовищ, демонов как бы воплощали силы неутомимой жизненной борьбы. Часто эти изображения сплетались в орнаменты сложной
композиции и своевольного ритма. В них находили отражение древние языческие представления, страх перед стихией природы и
действием тайных сил колдовства и христианские учения о греховности мира, враждебности его человеку.
Плодотворное воздействие на формирование искусства Западной Европы оказало искусство христианского Египта, народов Ближнего Востока.
Однако интерес к античности не иссяк. Вместе с унаследованным от поздней античности христианством, западноевропейское средневековье
восприняло и многие художественные формы, и иконографию, в которой утверждался образ страдающего, но возвеличенного человека — Христа.
Непосредственным источником культуры на Западе служила культура позднего Рима — в научной сфере господствовала латынь.
Сохранило авторитет наследие античных философов, поэтов, ораторов. В архитектуре разрабатывался тип римской базилики. Народы Западной
и Центральной Европы, однако, более свободно, чем византийцы, претворяли классическое наследие. В античном искусстве их привлекала
объемно-пластическая выразительность, в зданиях позже возникшего романского стиля чувствовалась классическая композиция,
благородная простота форм.
Средневековое искусство Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошло три этапа: дороманский (середина 5—10 веков),
романский (11 —12 века) и готический (конец 12—14 века). В некоторых государствах готическое искусство в 15—16 веков («пламенеющая
готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. В дороманский период начинали выкристаллизовываться основные принципы средневекового
искусства. В искусстве Каролингского Возрождения (8—9 века) наметилась национальная стилевая общность, возродился интерес к античности,
и вместе с тем отмечалось тяготение к одухотворенности образов. В искусстве Оттоновской империи (10 век) утверждались торжественная застылость форм, замкнутость композиции, плоскостность и жесткая графичность решений, увлечение варварским великолепием — черты,
подготовившие романский стиль.
История зарубежного искусства → |