Во французском искусстве 17 столетия нашли наиболее полное отражение представления о человеке и его
месте в обществе, порожденные временем формирования в Европе централизованных монархий. Классическая страна абсолютизма, обеспечившего
рост буржуазных отношений, Франция переживала экономический подъем и стала могущественной европейской державой. Борьба за национальное
объединение против феодального своеволия и анархии способствовала укреплению высокой дисциплины разума, чувства ответственности
личности за свои поступки, интереса к государственным проблемам. Философ Декарт разработал теорию воли, провозгласив господство
человеческого разума. Он призывал к самопознанию и завоеванию природы, рассматривая мир как разумно организованный механизм.
Рационализм стал характерной чертой французской культуры. К середине 17 столетия сложился общенациональный литературный язык — в нем
утверждались принципы логической ясности, точности и чувство меры. В творчестве Корнеля и Расина достигла апогея французская
классическая трагедия. В своих драмах Мольер воссоздавая «человеческую комедию». Франция переживала расцвет национальной культуры, не случайно Вольтер назвал 17 век «великим».
Французская культура 17 столетия формировалась в условиях утверждения абсолютизма. Однако ее многообразие и противоречивость определили
широкое движение за национальное объединение. В ней находили живые отклики острые социальные конфликты, сопровождавшие рождение нового
общества. Крестьянские и городские восстания, крупное демократическое движение парламентской Фронды сотрясали в первой половине 17
столетия основы государства. На этой почве рождались утопии, мечты об идеальном обществе, основанном на законах разума и справедливости, и
вольнодумная критика абсолютизма. Развитие французского искусства 17 века прошло два этапа, совпадающих с первой и второй половиной столетия.
История зарубежного искусства → |