По сравнению с сербским искусством хорватское несколько запаздывает в своем развитии.
На протяжении 19 века в Хорватии, отсталой австрийской провинции, все шире распространяются идеи национального освобождения
и подъема хорватской культуры.
Карас. Среди сторонников движения за национальную независимость и сближение с другими славянскими народами был выдающийся
хорватский художник Векослав Карас (1821 — 1858). Он получил художественное образование в Италии, где познакомился с русским
художником А. Ивановым. В картине «Девушка с лютней» (1845—1847, Загреб, Галерея Югославской Академии) выявляются зрелое мастерство
Караса, его внимание к внутреннему миру человека, точность рисунка и некоторая жесткость ярких насыщенных красок. Карасу принадлежит
ряд портретов передовых деятелей хорватской культуры.
К концу 19 столетия в искусстве Сербии, Хорватии и Словении распространяются влияния импрессионизма. В это время усиливаются тенденции
к взаимосвязи искусств народов Югославии, готовится почва к объединению страны, происшедшему в 1918 году.
Мештрович. В первое десятилетие 20 века складывается искусство самого выдающегося югославского скульптора хорвата Ивана
Мештровича (1883—1962). Сын крестьянина, Мештрович получил образование в Сплите, а затем в Вене и Париже; испытав влияние французских
скульпторов Родена и Бурделя, он вырабатывает свой стиль, строго монументальный, возвышенный, усложненный поисками ассоциативных
образов и символов, характерных для эстетики модерна.
Лучшие из созданных скульпторов образов полны мужественной силы, героики, монументальности. Широко использовал
Мештрович народный эпос, почерпнув в
нем дух патриотизма, отваги и стойкости. Мештровичу принадлежат проект масштабного величавого монумента на Косовом поле (1908),
памятники славянским деятелям Марко Маруличу, Григорию Нинскому, неизвестному солдату в Белграде (1934—1938), а также глубоко
правдивые портреты, среди которых выделяется особой драматичностью и суровостью портрет матери (1908, Белград, Народный музей).
В этой обобщенной, красивой но бережной, тонкой пластике образе далматинской крестьянки словно нашли выражение мудрость народа,
пережитые тяготы и страдания. Замечателен портрет матери, исполненный в рельефе (1926—1930).
Драматизм, повышенная экспрессия, а подчас и стилизация характеризуют поздние произведения Мештровича, созданные им вдали от родины,
в США, где поселился и работал хорватский скульптор.
История зарубежного искусства → |