Своеобразие путей развития польского искусства в 19 века определялось той драматической
исторической ситуацией, которая сложилась после раздела Польши (1795) между Россией, Австрией и Пруссией. В труднейших условиях
раздробленности страны польский народ вел борьбу за утверждение принципов национальной культуры, явившуюся частью общего национально-
освободительного движения, которое развивалось на протяжении 19 века. Патриотическая направленность польского искусства сообщала ему романтический пафос национального самоутверждения.
После окончания Венского конгресса в 1815 году, когда в рамках Российской империи было основано Королевство Польское, намечаются новые
тенденции в развитии польского искусства. При Варшавском университете организуется отделение изящных; искусств с филиалом в Кракове.
Оживляется художественная жизнь в Вильно, бывшем в то время не только культурным центром Литвы, но и одновременно Королевства Польского.
Значительное развитие получает гражданское строительство, которое ведется в Варшаве. В 20—З0-е годы застраиваются Банковская площадь и
примыкающая к ней Театральная с монументальными зданиями Большого театра, выдержанного в стиле классицизма (архитектор А. Корацци).
Неудача восстания в 1830—1831 годах привела к усилению реакции, закрытию в Варшаве и Вильно университетов, перемещению культурного центра
в Галицию, в Краков. Многие участники восстания вынуждены были эмигрировать в Париж, где некоторое время работали Мицкевич, Шопен,
живописцы Родаковский и Михаловский.
Родаковский. С успехом выставлялся в парижских Салонах Генрик Родаковский (1823—1894), творчество которого овеяно духом
романтики. Ему принадлежит один из самых известных портретов генерала Дембиньского (1852, Краков, Национальный музей), командовавшего
революционными войсками поляков в Венгрии. Этот героический образ глубоко задумавшегося сурового воина — один из типичных,
драматических образов польской живописи, истории и поэзии.
Михаловский. С передовыми художественными течениями Франции, и прежде всего с революционным романтизмом, связана деятельность
Петра Михаловского (1800—1855). Своеобразный колористический талант его нашел выражение в полных динамики изображениях коней, в
эмоциональной напряженности всадников, в остропсихологических портретах. Широко и свободно, в горячей, но собранной сдержанной гамме
писал художник Михаловский картины на крестьянские темы, добиваясь реалистической силы, глубины характеристики образов, — «Сенько» (около 1846
года, Краков,
Национальный музей).
Шерментовский. Крестьянская тема становится главной в творчестве ряда художников, выступавших в 60-х годы
19 века в русской части Польши,
где нашли широкое распространение идеи русских демократов-народников. Не случайно искусство польского жанриста Юзефа Шерментовского
(1833—1876) близко искусству русских художников-передвижников. В картине «Крестьянские похороны» (1862, Варшава, Национальный музей)
печально нахмурившееся небо и весь унылый пейзаж тонко соответствуют настроению безысходной тоски. В период подготовки и проведения
восстания 1863 года начинается подъем польской исторической живописи, которая стала своеобразной формой борьбы за национальную
независимость. В условиях порабощенной и разделенной Польши прошлое страны выступало в особом ореоле романтических мечтаний и идеализации.
Матейко. Создателем многочисленных композиций на темы национальной истории был Ян Матейко (1838—1893), работавший в самых
разнообразных жанрах и видах искусства, обращавшийся к монументальной живописи, к графике. Страстный патриот, все свое мастерство он
отдавал борьбе за распространение патриотических идей. Матейко выбирал для своих сложных по построению многофигурных картин большие
исторические события времен расцвета Польши, В «Проповеди Скарги» (1864, Варшава, Национальный музей) с огромным эмоциональным накалом
он изобразил проповедника 16 века, призывающего к единению польских магнатов. Драматизм ситуаций, психологическое напряжение отмечают
картину «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле после утраты Смоленска» (1862, Варшава, Национальный музей). Однако в ряде произведений Матейко приходит
к безудержному прославлению феодально-магнатской Польши, к утрате понимания истинного хода исторического процесса — таковы «Люблинская
уния», «Стефан Баторий под Псковом» (обе — Варшава, Национальный музей). Перегруженность композиций многочисленными деталями и несколькими
зрительными центрами снижает эмоциональное воздействие этих произведений.
Земельная реформа 60-х годов 19 столетия способствовала ускорению темпов развития капитализма в Королевстве Польском, утверждению буржуазной
идеологии, крушению романтических иллюзий и развитию критического реализма в искусстве.
Хелмоньский. Изображению жизни польского крестьянства посвятил свое творчество Юзеф Хелмоньский (1849—1914).
Художник не только поэтизирует образы крестьян и родной природы, но подчеркивает момент социального неравенства и даже протеста — «На фольварке» (Варшава, Национальный музей).
Максимильян и Александр Герымские. Тенденции достаточно явного социального обличения выражены в еще большей степени в произведениях братьев Максимильяна и
Александра Герымских. Картина «Повстанческий патруль» (около 1871 года, Варшава, Национальный музей) М. Герымского (1846—1874) рисует
сцену восстания 1863 года. В картинах А. Герымского (1850—1901) находит отражение тема капиталистического города, труд рабочих — «Рабочие
песчаного карьера» (1887, Варшава, Национальный музей). Художники пользуются богатыми возможностями пленэра в полных лиризма, мастерски написанных пейзажах и этюдах.
С начала 20 века все шире распространяется в польском искусстве влияние импрессионизма, а затем модернизма и символизма,
однако лучшие мастера польского искусства сохраняют верность крестьянской теме и реалистическим традициям.
История зарубежного искусства → |