Обширный размах приобрело монументальное искусство в народной Болгарии. По всей стране
возводит народ невиданные ранее по масштабу ансамбли нового типа, воздвигает памятники героям, борцам за свободу Болгарии. Среди них
величавый монумент Советской Армии (1954) в Софии, обращенный к центральной магистрали города — Русскому бульвару. На фоне заснеженной
вершины Витоши вырисовываются фигуры главной группы: советского воина, болгарского рабочего и крестьянки с ребенком на руках. В ясной
художественной форме раскрывают скульпторы Мара Георгиева, Васка Емануйлова, Иван Лазаров, Иван Фунев, Любомир Далчев и весь коллектив
создателей монумента идею нерушимой дружбы между народами Советского Союза и Болгарии.
К теме борьбы с фашизмом обращаются живописцы и графики. Одним из первых претворил ее Илия Петров (1903—1976)в росписях
«Сопротивление», 1946, «Девятое сентября» (1947) в фойе кинотеатра имени Благоева в Софии. Это фризообразная композиция, полная гнева
и боли. По краям ее — величаво-скорбные фигуры матерей, требующих отмщения; к центру движение групп нарастает; разгневанный народ
сокрушает фашистов. Аллегория и реальность сочетаются здесь в образах, полных эмоционального накала. Суровый драматизм присущ картине
Петрова «Расстрел» (1954, София, Национальная художественная галерея). Внимание сосредоточено на фигуре революционера, мужественно
глядящего в глаза смерти.
Историко-революционная тема привлекает Стояна Венева (р. 1904), живописца и рисовальщика-сатирика с ярко выраженным национальным
творческим лицом (картины «Прощание», 1952, Пловдив, Художественная галерея; «Возвращение партизана», 1954, София, Национальная
художественная галерея). Художник выступает продолжателем традиционной в болгарской живописи крестьянской темы. Юмор, живые наблюдения
и характеры составляют основу картины «Веселый год» (1957, София, Национальная художественная галерея). Теплый золотистый колорит ее
словно пронизан ярким южным солнцем, под лучами которого созревают богатейшие плоды земли Болгарии.
Крестьянская тема — одна из главных в болгарском искусстве. Крестьяне — герои картин чудесного живописца-колориста Владимира
Димитрова-Майсторы (1882 — 1962). Долгие годы он жил в родном Кюстендиле, воспевая в своих творениях его красоту, со всем буйством
прекрасного весеннего цветения садов и богатыми плодами осени, с роскошью пышных роз и красотой народа-труженика. Декоративность и
напряженность цвета сочетаются в картинах Майсторы с мощной проработкой обобщенных объемных форм, со сложным ритмом линий. Его
«Болгарская девочка» (1952, София, Национальная галерея) покоряет обаянием юности, чистоты. Она словно воплощение молодости свободной
Болгарии. Постоянно обращался к современной теме Иенко Балканский (1907—1977).
Плодотворно работают над воссозданием образов своих современников мастер психологического портрета и тематической композиции
Дечко Узунов, художники последующих поколений — Светлин Русев, Лиляна Русева, Калина Тасева,
Стоян Божкилов, Кеазим Исинов, Милена Йоич и многие другие живописцы.
История зарубежного искусства → |