Огромный урон нанесли фашистские орды польскому народу, и в частности его столице — Варшаве.
Поистине героический труд по восстановлению города из руин и пепла вызвал прилив творческой энергии архитекторов, скульпторов,
возрождавших исторические памятники, дома, улицы.
В честь своей освободительницы Советской Армии польский народ соорудил монументы.
Один из них — в Ольштине — воздвигнут Ксаверием Дуниковским (Xawery Dunikowski) (1875—1964).
По его же проекту создан монументальный памятник силезским повстанцам на горе святой Анны (1949—1952).
Синтетичность, драгоценное чувство ансамбля нашло выражение в работах Дуниковского по восстановлению Вавельского замка в Кракове: для
потолка Зала посланников он исполнил из дерева портреты актрисы Хелены Моджеевской, писателя Яна Кохановского и других, раскрывающие
живые и яркие характеры. Своеобразная характерность, декоративная раскраска в сочетании с реалистической формой сближают их с
творениями старых мастеров, и в то же время большая свобода сполнения и эмоциональность выдают руку нашего современника. В строго
реалистических традициях работает Марьян Конечный (р. 1926), автор монумента Владимиру Ульянову-Ленину, почетный член Академии художеств СССР.
Острота восприятия и чувство современности отличают станковую пластику Станислава Горно-Поплавского (р.1902), исполнившего портреты
сурово-скорбной матери Белоянниса (1953), полной лиризма и обаяния женственности — «Янели» (1957).
Больших успехов добились мастера польского плаката, быстро и образно откликающиеся на важнейшие проблемы современности. Высокая
идейность общественно-политических плакатов сочетается с острой лаконичной формой исполнения, неожиданными приемами использования
отдельных деталей, насыщенного цветом пространства фона, предметов-символов, разнообразных шрифтов. Таковы плакаты
художника и графика Тадеуша Трепковского
(1914—1954) — «Нет!» (1952) и «Варшава» (1952). Гневным «Нет!» художник протестует против бомбы, сеющей смерть и разрушения.
Возрождающуюся к мирной жизни Варшаву олицетворяют строительный кран и сидящий на нем белый голубь.
Среди мастеров польской станковой графики выделяется Тадеуш Кулисевич (р. 1899), в совершенстве владеющий острой линией, художник
сложный и во многом противоречивый. Его графические циклы разнообразны и несут в ряде случаев следы повышенной экспрессии, а подчас
и просто подчеркнутый интерес их создателя к решению формальных задач.
Лучшие из них: «Варшава» (1945—1946, пейзажи разрушенной Варшавы), «Солдаты мира и революции» (1952, среди них — особенно живо
исполнен портрет Дзержинского) проникнуты глубиной чувства и раскрывают образы, полные взволнованности и правды.
Погоня за оригинальностью формальных приемов уводит многих польских живописцев в сторону от реализма. Однако выставки абстрактной
живописи не получили поддержки народа. А наиболее талантливые художники Фелициан Щенсны-Коварский (1890—1948), Войцех Вейс
(1875—1950), а вслед за ними и мастера более молодых поколений — Януш Качмарский, Бенон Либерский (р. 1926) обратились к решению
больших задач создания реалистического искусства на основе национальной традиции.
История зарубежного искусства → |