Крестьянская тема осталась одной из главных и в живописи Румынии.
Образы крестьян-коллективистов, работающих на полях, преобразующих природу, привлекают в произведениях многих художников.
Крестьяне — герои ряда капитальных картин Корнелиу Бабы (р. 1906), почетного члена Академии художеств СССР, одного из самых одаренных колористов современной
живописи. Его мощное, глубоко идейное, реалистическое искусство раскрывает мир румынского крестьянина-труженика с его горестями,
радостями, надеждами. В картинах «Отдых в поле» (1954) и «Крестьяне» (1958, обе — Бухарест, Музей искусства Румынии) художник моделирует
форму широкими пастозными мазками. Сумрачные и насыщенные колористические гармонии способствуют воплощению сложной гаммы чувств и самой жизни в ее многообразии.
Глубиной психологических характеристик, остротой и цельностью образных решений отличаются написанные Корнелиу Бабой многочисленные
портреты представителей румынской интеллигенции: писателя Михаила Садовяну (1953), актрисы Лучии Стурдзы Буландры (1953), поэта
Тудора Аргези (1963), женский портрет (1957, все — Бухарест, Музей искусства Румынии).
Более лиричен и экспрессивен в своем творчестве Александру Чукуренку (1904—1970), историческая картина которого «Анна Ипэтеоку»
(1948) овеяна романтической взволнованностью. Приметы нового времени передает художник в бытовых сценах и пейзажах («Первое Мая»,
«Дом газеты «Скынтейя», все — Бухарест, Национальный музей искусств). Заметен вклад молодого поколения живописцев Иона Пича (р. 1924), Сабина Бэлшиа (р. 1932).
Развивается в Румынии монументальное искусство — росписи дворцов культуры, домов отдыха, а также скульптура, органически включаемая в
архитектурные ансамбли. Площадь перед домом «Скынтейя» — монументальным зданием полиграфического комбината в Бухаресте — завершает
памятник В. И. Ленину, воздвигнутый Борисом Караджа (р. 1906). Декоративные скульптуры, монументы Корнела Медря (1888-1964), Иона Жаля
(р. 1887), Иона Иримеску (р. 1903) украшают современные города, черноморские курортные ансамбли Мамайи, Эфории и др.
Здесь, на песчаном берегу Черного моря, прекрасно вписываясь в окружающий пейзаж, высятся светлые комфортабельные сооружения из стекла
и бетона: гостиницы, рестораны, театры, Украшенные росписями, мозаиками из стекла и керамики, они составляют единое целое с
декоративными скульптурами — «Солнце», «Материнство», «Сирена» и другими статуями, исполненными Медря и его учениками.
Значителен вклад в развитие румынской пластики Иона Жаля, всю жизнь воспевающего силу и энергию, трудолюбие и талант румынского народа.
Лишившись еще в первую мировую войну руки, Жаля не оставил трудную профессию монументалиста. Одна из поздних его работ — монумент
композитору Джордже Энеску, одухотворенный образ которого раскрыт с присущими скульптору глубиной и психологизмом.
Разносторонность творческих исканий отличает Иона Иримеску, создателя портретов и монументов, суровых и полных лиризма образов
румынского народа. Таковы «Сталевар» (1954) и «Крестьянка» (1961, обе картины — Бухарест, Национальный музей); цветок в руке крестьянки
воспринимается как олицетворение народного искусства, прекрасного и вечно живого.
История зарубежного искусства → |