Дальнейшее развитие мирового искусства в 20 веке разделяется на два этапа, их смена будет
прослежена в борьбе художественных течений, в деятельности отдельных художников. Оба этих этапа характеризуются обострением
идеологической борьбы и нарастанием конфликта между социалистической культурой, формирующейся после Октябрьской революции в СССР, а
затем и в странах социализма, и буржуазной культурой, переходящей на путь последовательной реакции.
Коммунистическое движение в буржуазных странах, революции в Мексике, в Германии, в Венгрии в 1920-х, Испании в 1930-х годах,
антифеодальное и антиимпериалистическое национально-освободительное движение в колониях стали реальной почвой для развития идей
демократического искусства, для возникновения новых очагов передовой художественной культуры. Творчество европейских художников,
ставших на путь реализма в 1920-х годах, поднялось в следующем десятилетии на более высокую ступень общественного сознания.
Пройдя период сложных исканий и сомнений, преодолевая буржуазную ограниченность, крупнейшие деятели культуры Европы приходили к
оптимистической вере в жизнь, к социалистическому гуманизму (Анри Барбюс, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Франс Мазерель).
Реализм развивался на этом этапе не только в борьбе с анархически-индивидуалистическими течениями, но и с искусством, возникшим при фашистских диктатурах
(в Италии, в Германии; в 1920—1930-е годы). Преследование нацистами художников-«экспериментаторов» формалистического искусства
усиливало их стремление искать выхода в иллюзии творческой свободы, что фактически приводило их в художественной деятельности к
полной безответственности.
При сохранении доминирующего значения формалистического искусства укрепление прогрессивных течений в 1930—1950-х годах совершалось
более быстрыми темпами. Движение Сопротивления в оккупированных странах воспитало новое поколение прогрессивных деятелей культуры,
активно участвовавших своим искусством и общественной деятельностью в борьбе с фашизмом. Битва за прогрессивную культуру объединяла
различных представителей художественной интеллигенции, возникали объединения, ассоциации, созывались конгрессы.
Победа Советского Союза в войне с фашизмом, образование социалистических государств изменили соотношение сил на мировой арене. Борьба
сил прогресса и реакции поднялась на более высокую ступень своего развития, что нашло отражение и в искусстве.
Укрепляются взаимоотношения между деятелями культуры социалистических стран. Усиливается авторитет коммунистических партий,
объединяющих не только большую часть рабочих, но и широкие круги интеллигенции, в среде которой распространяются идеи марксизма,
укрепляется чувство ответственности за судьбу культуры. Растет круг художников, осознающих несовместимость системы империализма с
общественным прогрессом. Они выступают активными борцами за мир, многие из них идут по пути реализма (Манцу, Кент и др.). В искусстве
утверждается гуманистический идеал сознательно борющегося человека. Передовое искусство обогащается новым содержанием, порожденным
перспективами социалистической революции. Писатели, поэты переходят на позиции социалистического реализма. Его элементы зреют в
прогрессивной графике (Эффель) и живописи (Гуттузо). Развивается реализм в
Мексике и других странах Латинской Америки. Однако по-прежнему реализму в этих
странах противостоят сохранившие господствующее положение реакционные
формалистические течения.
История зарубежного искусства → |