Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рейнолдсу (Joshua Reynolds) (1723—1792).
Рейнолдс был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году. Поставив целью
утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнолдс сочетал черты светской парадности и характерной
для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики.
Живописец Джошуа Рейнолдс создал галерею портретов своих
современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.
Рейнолдс родился в Плимптоне в семье пастора, учился у портретиста Хэдсона. Поездки в Италию и Францию завершили его художественное
образование, способствуя формированию свободной живописной манеры и гармоничного насыщенного колорита. Сильные стороны его творчества
проявились там, где он следовал натуре. Тяготение Рейнолдса к созданию жизненно правдивых и в то же время облагороженных образов
обнаружилось в «Портрете писателя Стерна» (1760, частное собрание).
Характерна картина Джошуа Рейнолдса «Портрет графини Спенсер с дочерью Джорджианой».
Нежный жест матери, обнимающей свою маленькую дочь, придает этому очаровательному портрету особую теплоту.
Кружево и шелк платья графини написаны и широкой манере и переданы с большим мастерством. Эта свободная манера письма использована также для изображения
лохматой шерсти собачки и неба, затянутого облаками, на заднем плане. Сэр Джошуа Рейнолдс более всего известен портретами английской аристократии, написанными
в возвышенном стиле, заимствованном у великих итальянских мастеров. Хотя в этом портрете пышность и условность композиции сведены к минимуму, художник все же
ввел ряд традиционных деталей на заднем плане, вроде колонны, драпировки и нависших облаков. Рейнолдс пользовался репутацией художника, который возвысил
портретную живопись в Англии до уровня великих итальянских мастеров. Во время правления Георга III престиж художника был настолько высоким, что, когда король
основал в 1768 году Королевскую Академию художеств, Рейнолдс без обсуждений был назначен ее первым президентом. Рейнолдс любил изображать портретируемых за работой, в кругу семьи.
Полна естественности и грации Нелли О'Брайен (около 1762, Лондон, собрание Уоллес), сидящая в тени деревьев. Яркие лучи солнца,
проникая сквозь частую листву, ложатся бликами на ее платье, на маленькую собачку, которую она держит на коленях. Спокойный пристальный
взгляд молодой женщины привлекает внимание к ее приветливому нежному лицу.
Одновременно с реалистическими, свободно-непринужденными портретами Рейнолдс исполнял парадные и аллегорические портреты в «большом
статуарном стиле» (как его называл сам художник), сочетающие черты яркой индивидуальности, идеализма, рационализма и приподнятости.
Портретируемые в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок, декоративных пейзажей. Сложен по композиции портрет актрисы
Сары Сиддонс в виде музы трагедии (1784, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон). В величественной позе восседает она на троне, позади
которого видны аллегории — Преступление и Возмездие. Портрет превращен в красочное театральное зрелище, острота портретной
характеристики в нем сочетается с иносказательностью, торжественностью. Именно такого типа портреты снискали популярность художнику у
многочисленных аристократических и буржуазных заказчиков. Не успевая исполнять заказы собственноручно, Рейнолдс был вынужден прибегать
к помощи учеников, что снижало качество его работ. Однако в лучших парадных портретах многочисленные аксессуары не заслоняют характера
портретируемых, представленных в состоянии душевного подъема, вдохновения. Таковы портреты офицеров на полях сражений. В них трактовка
образов способствует выявлению героических черт. Овеян романтикой морских боев и странствий образ старого адмирала лорда Хитфилда
(1787—1788, Лондон, Национальная галерея). Он стоит около орудий. Плотная крепкая фигура, острохарактерное, энергичное, обветренное
лицо с маленькими проницательными серыми глазами, пристально глядящими из-под мохнатых бровей, жест руки, сжимающей ключ от
Гибралтарской крепости,— все это выражает собранность и упорство, готовность к действию. Контраст красных тонов (в форме адмирала)
с темно-зеленоватыми и сероватыми (преобладающими в предгрозовом пейзаже) подчеркивает монументальность и напряженность образа.
Энергичная плотная живопись и решительная пластическая моделировка усиливают его выразительность.
Занимая до самой смерти пост президента Королевской Академии художеств, Рейнолдс исполнял исторические и мифологические композиции,
много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. Как теоретик искусства Рейнолдс призывал изучать художественное наследие
прошлого, в частности искусство античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, Рейнолдс в то же время подчеркивал
особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.
История зарубежного искусства → |