Семнадцатый век был временем создания национальной художественной школы живописи Фландрии.
Как и в Италии, господствующим направлением здесь стало барокко. Однако фламандское барокко во многом существенно отличается от
итальянского. Барочные формы наполнены чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы могучего
человека и плодоносящей природы. В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем это было в Италии, получают развитие реалистические черты.
Особенности художественной культуры Фландрии — жажда познавания мира, народность, жизнерадостность, торжественная праздничность —
с наибольшей полнотой выразились в живописи. Фламандские живописцы, такие художники как Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Иорданс, Давид Тенирс Младший и другие, запечатлели в своих полотнах опоэтизированную чувственно-материальную
красоту природы и образ цельного сильного человека, исполненного здоровья, неиссякаемой энергии. Задача украшения родовых замков,
дворцов аристократии и богатого городского патрициата, а также католических храмов способствовала широкому распространению в живописи
мощного декоративизма, основанного на колористических эффектах.
Период расцвета национальной культуры и искусства Фландрии охватывает первую половину 17 века, он обусловлен особенностями ранней
буржуазной революции конца 16 века. Северные провинции Нидерландов, завоевавшие в борьбе против испанского владычества независимость,
образовали Голландскую буржуазную республику. Феодальное дворянство южных провинций Фландрии вместе с крупной буржуазией пошло
на компромисс с испанской монархией — во Фландрии сохранялся испанский протекторат, господство католической церкви, феодальные порядки.
Торговое значение городских коммун ослабело, хотя они не утратили экономической роли и оказывали воздействие на формирование
национальных черт народной фламандской культуры.
Поражение освободительного движения в Южных Нидерландах не смогло остановить роста экономики страны. Пробудившаяся в ходе революции
духовная энергия народа создала почву для мощного подъема творческих сил, что обусловило бурный расцвет фламандской культуры и
искусства. Фландрия — страна крестьянства — славилась возникшими еще в средневековье своеобразными формами народной праздничной
культуры, в которой ярко проявлялся культ природы, стихийных могучих сил человека, связанных с прославлением плодородия. Массовые
карнавальные действа, свадьбы, игры, празднества бобового короля были излюбленными в народе. Они порождали образы и темы, ставшие
типичными для фламандской живописи 17 столетия, оттеснявшими религиозную живопись с ее догматическим католическим содержанием.
История зарубежного искусства → |