Победа Советского Союза в войне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств
привели к новому соотношению общественных сил на мировой арене. При всех специфически национальных особенностях развития искусству
социалистических стран присущи идеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма, международного сотрудничества
и прогресса. Сплоченные едиными устремлениями служения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоят на
передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма и реакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих
меценатов, «покровителей искусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика — народ, заинтересованный в
развитии всех областей культуры и искусства.
Человек труда, новой, коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этого величественного образа от
художников потребовались реалистичность, приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследия формализма и
модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетий нашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных
странах, в некоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма, появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие
«экспериментаторство» в духе сюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить о формировании искусства
действительно нового типа, связанного с идеями марксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства, развивающегося
на основе метода социалистического реализма.
С переходом к развернутому строительству социализма вступает в действие намеченная коммунистическими и рабочими партиями программа
подъема культуры, пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаются произведения, отображающие жизнь и быт народа,
его революционное прошлое. В сложной борьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодых социалистических стран
имеют перед собой пример деятелей искусства Советского Союза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающие
культуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принципов стали выставки изобразительного искусства социалистических
стран в Москве (1957—1958, 1975), в Софии (1973) и в других странах социализма.
Широкое распространение получили монументальные и декоративные формы, все виды художественно-декоративного искусства, народных
промыслов, развивающихся на новой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернули грандиозное строительство
городов и сел, промышленных предприятий, электростанций и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем — это ансамбли
нового типа, в которых все виды искусства выступают на основе равноправного содружества. Монументальная скульптура органически
включается в организацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись — фрески и мозаика — украшают стены
общественных зданий, произведения прикладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы и современности,
образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументального искусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма.
Растущему с каждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всех странах. Этим объясняется забота о молодежи
мастеров старшего поколения, которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность, убежденность в важности
своей работы, способствующей преобразованию жизни, и верность реализму, профессиональное мастерство и поиск новых эмоциональных
средств художественной выразительности, присущие молодежи, дают уверенность в грядущих завоеваниях реалистического искусства.
Широкий размах во всех странах социалистического лагеря приобрело самодеятельное искусство как новая форма приобщения трудящихся к
эстетическому воспитанию. Высокий подъем получили и самые различные отрасли художественных ремесел, народного искусства, которое
обогащается достижениями художественной промышленности, современными материалами и в то же время сохраняет богатство многовековой
сокровищницы народного творчества.
Многообразное многонациональное искусство социалистических стран взаимно обогащает друг друга, способствует единению лагеря
социализма и мира. В обстановке заметного влияния модернизма передовое искусство стран социализма во главе с советским искусством
служит надежным оплотом художественного прогресса всего мира.
История зарубежного искусства → |