Период между 1820 и 1850 годами в США характеризуется стремительным развитием капиталистических
отношений, выявлением резких социальных и идейных контрастов в общественной жизни. В архитектуре распространяются тенденции к
грандиозным показным эффектам, к эклектизму. В Вашингтоне производится перестройка Капитолия (здания конгресса), который увенчивается
громадным куполом.
С окончанием гражданской войны 1861 — 1865 годов наступает период интенсивного индустриального развития страны. Быстрый рост городов,
теснота застройки, поднимающиеся цены на землю вызывают резкое увеличение высотности зданий, а к концу века — появление первых
небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго, который был заново отстроен после пожара 1871 года.
Период от 60-х до 90-х годов был вторым этапом расцвета американской культуры, ознаменованным выступлением таких замечательных деятелей,
как Уолт Уитмен и Марк Твен — в литературе; Уинслоу Хомер, Томас Икинс, Джеймс Уистлер — в живописи; Сент-Годенс
— в скульптуре. Победа Северных Штатов в войне с рабовладельцами Юга и принятие закона об освобождении негров содействовали широкому распространению
демократических идей и пробуждению творческих сил народа. Живопись. В
американской живописи утверждается салонно-академическое направление, которое должно было свидетельствовать о расцвете
буржуазной Америки. В эти годы широко распространяется пейзажная живопись, и прежде всего идеализированный пейзаж так называемой школы
реки Гудзон. Его создатели писали в условном, декоративном, иногда мистико-символическом духе пейзажи реки Гудзон. В противовес
идеалистическому направлению складывается лирическое направление пейзажа, передающее национальное своеобразие американской природы.
Эмоциональны пейзажи М. Д. Хида «Приближающаяся буря» и Ф. X. Лейна «Залив в Мэне» (Бостон, Музей изящных искусств).
Маунт. С развитием демократического движения в середине 19 века в американской живописи зарождается бытовой жанр. С теплотой
и вниманием изображают художники сценки деревенской жизни, с сочувствием показывают негров. Таковы картины У.-С. Маунта (1807—1868)
«Ловля угрей в Сетокете» (1845, Куперстауп. Историческая ассоциация), «Игрок на банджо» (около 1855
года, Детройт, Институт искусств).
Графика и скульптура. Во второй половине 19 века в США складываются национальная графика и скульптура. В карикатурах
Томаса Наста впервые появляются изображения, в которых олицетворяются демократическая и республиканская партии в виде осла и слона,
дошедшие до наших дней.
Сент-Годенс. В различных городах США устанавливается большое число памятников. Крупнейшим мастером национальной скульптуры был
Огастес Сент-Годенс (1848—1907), в произведениях которого обозначались черты сдержанно-спокойного, конкретно-точного, реалистического
американского искусства. В Нью-Йорке находится созданная скульптором Сент-Годенсом конная статуя генерала Шермана, в Чикаго — памятник Линкольну
(1887). В образе задумчиво стоящего президента — непреклонная воля, убежденность, человечность, выраженные в ясных, строго
реалистических формах. Архитектура. На протяжении второй половины 19 века все резче обозначается расхождение путей развит
изобразительного искусства и архитектуры. Поглощаемая техническими и конструктивными задачами, архитектура сохраняет лишь внешние
формы, заимствованные из прошедших стилей всех времен и народов. Дольше других удерживалась мода на стилизацию под средневековую
романскую и византийскую архитектуру. Это увлечение сменилось подражанием ренессансной ордерной системе.
История зарубежного искусства → |