Конец 19 и начало 20 века ознаменованы в большинстве буржуазных стран переходом капитализма
в высшую и последнюю стадию его развития — империализм. Могущественные капиталистические монополии завоевывали господство. Все
противоречия, прежде всего противоречия между трудом и капиталом, обострились до предела. Однако 20 век — это вместе с тем и век
пролетарских революций, распада колониальной системы, образования первого социалистического государства, а затем и системы социалистических стран.
В поисках выхода господствующие классы буржуазных стран идут на бесконечные военные авантюры,
подавляют демократические свободы, прибегают к фашистским методам правления, культивируют расизм, крайний индивидуализм. Они используют
все средства идеологического воздействия, для того чтобы обмануть, дезинформировать трудящихся, лицемерно представить капиталистический
мир эксплуатации и угнетения как мир свободы и процветания.
В эпоху империализма буржуазное искусство, как и другие формы общественного сознания, переживает глубокий упадок. Буржуазные художники
постепенно отходят от реализма, от правдивого показа действительности, от глубокого раскрытия и оценки явлений и противоречий жизни,
от принципов гуманизма и передовых, освободительных идей, выражающих интересы народов. В искусстве все больше проявляются
субъективистская деформация мира, формализм, безыдейность. Часто искусство развивается по пути пустой развлекательности, натуралистической
зрелищности и внешнего, бездушного декоративизма или сусальной пропаганды капиталистического образа жизни. Нередко буржуазное искусство
доходит и до прямого выражения диких, реакционных, человеконенавистнических идей. Познавательное значение такого искусства утрачивается.
Так как постижение в образах искусства законов общественного развития может привести народы к выводу о неизбежности краха капитализма,
раскрыть глаза на истинные пути общественного прогресса, постольку распространение подобных знаний, естественно, угрожает интересам
господствующего класса капиталистических стран. Вот почему реализм и жизненная правда ненавистны монополистам. И не случайно
господствующее положение в буржуазных странах постепенно, начиная с 1910-х — 1920-х годов, занимает антиреалистическое и антидемократическое
искусство (экспрессионизм, Мунк, Пикассо; абстракционизм, Шагал, Кандинский; примитивизм, Клее, Малевич; сюрреализм Эрнст, Дали).
Правда, многие честные художники капиталистических стран воодушевлены искренними и страстными поисками нового искусства, которое вывело
бы их творчество на широкие пути развития. Однако часто эти поиски проходят в лабиринте псевдоноваторского формотворчества и не ведут
к дороге подлинно передового реалистического искусства современности.
Художники многочисленных модернистических течений осознанно, а чаще всего неосознанно отвлекают зрителей от жгучих общественных
проблем современности. Их искусство уводит от жизни, ее противоречий и не только не является выражением свободы творчества, но в
конечном счете служит корыстным интересам господствующего класса.
Поскольку в буржуазном обществе живут и борются за свои права трудящиеся и эксплуатируемые, постольку там существует и развивается
демократическая культура, возникают ростки социалистического искусства. Это искусство формируется в сложных условиях, преследуется и
подавляется господствующим классом. Прогрессивное значение имеет и демократическое искусство критического реализма, которое продолжает
существовать, испытывая периоды подъемов и спадов. Однако в эпоху подготовки и свершения пролетарских революций искусство критического
реализма уже не отвечает полностью новым требованиям борьбы масс, новым задачам революции и идейно-политическому уровню передовых
кругов революционного класса. В недрах искусства критического реализма появляются тенденции к реалистическому искусству нового типа —
социалистическому реализму.
С победой Октябрьской революции, а затем с возникновением системы социалистических государств развитие реализма подымается на новую
историческую ступень. Искусство социалистического реализма становится могучей силой, несущей массам в высокохудожественной форме самые
передовые идеи эпохи. Таким образом, в эпоху империализма и пролетарских революций в капиталистическом обществе нарастает кризис
буржуазного искусства, идет идейная борьба прогрессивных художественных течений с господствующей реакционной культурой.
Художественная жизнь 20 века очень сложна. Между двумя идейно-политическими полюсами существует ряд промежуточных течений, либо
связанных с предшествующими эпохами (салонно-академическое искусство), либо обусловленных национальными особенностями демократической
борьбы в отдельных странах (неореализм). Кроме того, художники, представляющие в определенный период одну из основных идейно-художественных
тенденций, в силу ряда сложных причин нередко меняют свои убеждения и начинают примыкать к противоположной тенденции.
История зарубежного искусства → |