Пережитки патриархального средневекового уклада тормозили развитие капиталистических
отношений и оказывали сильное влияние на французскую художественную культуру первой половины 17 века. Города, плебейско-крестьянские
массы в деревне, мелкое дворянство, а также феодальная аристократия еще боролись за сохранение своих исконных привилегий, которые
монархия стремилась ликвидировать. Общественная активность не была еще окончательно подавлена неограниченной властью монарха. Этот
период отмечен столкновением нового и старого, борьбой различных идейно-художественных направлений в искусстве, литературе, философии.
При дворе утверждалось официальное направление — искусство барокко. Его представителем и главой стал Симон Вуэ (1590—1649), на
творчество которого повлияло искусство Италии, где он учился в молодости у мастеров болонской школы. Его картины на библейские,
мифологические сюжеты отличались идеализацией типажа, нарядностью и пышностью форм, богатством аксессуаров.
В художественной культуре Франции 17 столетия в борьбе с направлением барокко
формировались такие течения живописи, как классицизм и реализм. Самым крупным явлением художественной жизни Франции был классицизм (представители этого направления Никола Пуссен,
Клод Лоррен и другие живописцы), в котором нашли отражение общенациональные художественные идеалы, сложившиеся к 30-м годам 17 века. Основная этическая проблема — отношение
человека и общественной среды — получила в нем глубокое отражение. Центральное место занял образ разумного, мужественного человека,
наделенного сознанием общественного долга. Писателей и художников вдохновляли идеал совершенного общественного устройства, основанного
на законах разума, образ гармоничного человека, который они искали в Древней Греции и республиканском Риме. Но если гуманисты
Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека, то гуманистам 17 века — основоположникам
классицизма — страсти представлялись силой разрушительной, анархической, порожденной эгоизмом. Отсюда их постоянное обращение к
разуму как дисциплинирующему началу, отсюда забота об общей гармонии и равновесии целого. В оценке человека теперь большое значение
имели моральные элементы, понятие о норме, добродетели. Резко противополагались добро и зло, возвышенное и низменное. Основным
содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом,
порождавшие трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга. Классицизм 17 века заключал в себе не только
утопические идеалы, но и жизненные наблюдения, изучение душевных движений, психологии, поступков человека. Художники классицизма,
выявляя общие типические особенности в характере, вместе с тем лишали образ индивидуального своеобразия. Они считали, что
закономерности природы — ее тяготение к гармонии и равновесию целого — находят свое отражение в универсальных законах искусства,
разработанных на основе традиций античности и итальянского Возрождения. Обязательным условием художественного произведения они
считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка, поскольку содержанием
картин были сюжеты «строгие, важные и полные мудрости». Эти канонизированные принципы часто уводили художников от правдивого отражения
многообразия жизни, исполненной противоречий.
В то время как в центре внимания классицизма стояла исторически значительная личность, идеальный герой, мастера реалистического
направления в произведениях отражали повседневную жизнь, искали индивидуальные характеры. Художники-реалисты (Жорж де Латур, братья Луи, Антуан и Матье Ленен) обращались главным
образом к бытовой жанровой картине, портрету, пейзажу. В графике также выдвинулись самобытные мастера, затрагивавшие в своих листах
и сатирические аспекты жизни. Большинство из этих художников формировалось и работало в провинциальных городах — Нанси, Лане, Тулузе,
где сильна была оппозиция центральной власти и придворной культуре.
История зарубежного искусства → |